Методы проверки слуха у детей

Отоакустическая эмиссия

В конце 1970-х годов британский физиолог Дэвид Кемп обнаружил, что внутреннее ухо способно производить слабые звуковые сигналы, который может зафиксировать микрофон, расположенный в слуховом проходе. Эти звуки, называемые отоакустической эмиссией, возникают либо спонтанно (так называемая спонтанная отоакустическая эмиссия) либо в ответ на звук, подаваемый в ухо (вызванная отоакустическая эмиссия).

Считается, что эмиссия является побочным продуктом активного процесса, происходящего в наружных волосковых клетках улитки внутреннего уха.

Исследования показывают, что при поражении наружных волосковых клеток, например, вследствие приема ототоксичных препаратов, отоакустическая эмиссия может исчезнуть частично или полностью. Для измерения вызванной отоакустической эмиссии используют два метода. В обоих случаях эмиссия возникает в результате стимулирования уха звуком, но тип стимула различается:

  • Задержанная вызванная эмиссия, которая регистрируется после стимулирования уха акустическим щелчком или коротким тональным стимулом.
  • Эмиссия на частоте продукта искажения, которая регистрируется при стимуляции двумя тонами с близкими друг другу частотами.

Анализ ответной реакции улитки помогает установить характеристики эмиссии на разных частотах и функциональное состояние волосковых клеток на определенных участках базилярной мембраны.

Измерение отоакустической эмиссии является дополнением к другим аудиометрическим тестам. Отоакустическая эмиссия помогают обнаружить изменения функции улитки еще до того, как потеря слуха будет подтверждена аудиометрически. Это означает, что регистрация отоакустической эмиссии может быть использована, например, с целью динамического наблюдения за состоянием слуха при использовании лекарственных препаратов с возможным ототоксическим эффектом.

Широко используют регистрацию отоакустической эмиссии в качестве скрининга слуха новорожденных. Отсутствие отоакустической эмиссий может указывать на возможность наличия сенсоневрального нарушения слуха. Однако необходимо проведение и других исследований для подтверждения или опровержения данного диагноза.

Данный метод также позволяет проводить исследование слуха на нескольких частотах на двух ушах одновременно, что существенно сокращает время исследования.

Почему важно проверять слух у ребенка

В группу риска по возникновению глухоты или тугоухости в раннем возрасте входят дети, пострадавшие от воздействия одного или несколько факторов:

  • мать во время беременности переболела некоторыми инфекциями (например, краснуха, корь, грипп);
  • неблагоприятное течение беременности матери (преэклампсия, резус-конфликт, прием антибиотиков, опухоль);
  • нарушения естественного процесса родов с гипоксией или травмой плода;
  • близкие родственники малыша страдают глухотой с рождения или раннего возраста;
  • ребенок родился недоношенным, получал интенсивную терапию:
  • инфекционные заболевания, сепсис, менингит, менингоэнцефалит.

У детей раннего возраста нарушения слуха чаще связаны с гибелью нервных клеток (нейросенсорная глухота или тугоухость) или с аномалиями развития структур уха. При более позднем начале болезни важную роль играют хронические воспалительные процессы, травмы, опухоли, прием токсичных препаратов.

Но стоит ли соглашаться на плановое исследование слуха у детей, если родители не замечают явных нарушений? Формально представители ребенка могут отказаться от осмотра, считая, что малыш полностью здоров. Однако массовые скрининговые исследования новорожденных показывают, что у половины детей с выявленными нарушениями слуха нет никаких факторов, указывающих на повышенный риск болезни.

Формальное отношение к исследованию слуха у малыша до года может стать причиной пропуска незначительных нарушений, которые «принесут плоды» в раннем и дошкольном возрасте. Сурдологи отмечают, что даже при легкой степени тугоухости, практически незаметной для взрослого человека, ребенок не слышит глухие, шипящие звуки, хуже воспринимает окончания слов, предлоги. Это становится причиной задержки развития, нарушения речи и письма.

Тяжелая степень тугоухости, возникшая и не замеченная в раннем возрасте, приводит к полному отсутствию речи. Развитие основано на подражании, а если ребенок не слышит ни себя, ни окружающих, то не может повторять звуки и слова. Ранняя диагностика и протезирование слуховым аппаратом в первые полгода жизни позволит такому малышу «набрать» достаточный словарный запас, избежать отставания в развитии.

Более поздняя потеря слуха приводит к повышенной утомляемости, снижению интереса к учебе и как следствие – к интеллектуальным и коммуникативным нарушениям.

Метод вызванной отоакустической эмиссии позволяет оценить состояние улитки.

Методы оценки состояния слуха у детей различного возраста

ЖУРНАЛ “ПРАКТИКА ПЕДИАТРА”

Опубликовано в журнале:
«ПРАКТИКА ПЕДИАТРА»; сентябрь-октябрь; 2018; стр. 10-15.

И.В. Рахманова, д.м.н., профессор, А.Г. Матроскин.,
ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова МЗ РФ, ГБУЗ «Морозовская ДГКБ ДЗМ», г. Москва

Ключевые слова: дети, исследование слуха, тугоухость
Keywords: children, hearing research, deafness

Значение слуха очень важно в нашей жизни. Благодаря ему развивается речь, ставшая неотъемлемой частью нашей повседневности. Способность человека говорить и слышать речь позволяет человечеству обмениваться информацией, тем самым расширяя возможность научного познания.

В детском возрасте наличие нормальной слуховой функции важно еще в большей степени, чем у взрослого, в связи с активным формированием вторичной сигнальной системы – речи. Благодаря ей происходит нормальная социальная адаптация ребенка, а также формирование его когнитивных навыков, адекватного психо-эмоционального и психо-речевого развития [1, 2].

Эпидемиологические исследования, проводимые в России в последние 10 лет, свидетельствуют о том, что более 1 млн детей и подростков страдают различными нарушениями слуховой функции, при этом каждый 2-3-й ребенок из 1000 вновь рожденных уже имеют тугоухость той или иной степени или же она развивается на 1-2-м году жизни, т. е. до развития речи в период ее становления [3].

К факторам риска по тугоухости и глухоте относятся [4]:

1) неблагоприятное течение беременности (врожденная тугоухость и глухота): токсикоз беременности, угроза выкидыша и преждевременных родов, резус-конфликт матери и плода, гестозы, опухоли матки, заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, ОРВИ, цитомегаловирусная инфекция и др.), прием матерью ототоксических антибиотиков, алкогольная и иная интоксикация, воздействие радиации;
2) патологические роды: преждевременные, стремительные, затяжные роды; наложение щипцов, кесарево сечение, частичная отслойка плаценты, ягодичное и тазовое предлежание и другая патология, приводящая к асфиксии или внутриутробной травме плода;
3) патология раннего неонатального периода: гипербилирубинемия (свыше 200 мкмоль/л), связанная с гемолитической болезнью новорожденных, недоношенность, врожденные пороки развития;
4) факторы риска раннего возраста: сепсис, лихорадочные заболевания после родов, вирусные инфекции (скарлатина, ветряная оспа, корь, эпидемический паротит, скарлатина, грипп), менингоэнцефалит, болезни ЛОРорганов, применение ототоксических антибиотиков, черепно-мозговые травмы;
5) наследственная патология: у 35-50% новорожденных тугоухость и глухота имеют наследственное происхождение, причем у 1/3 из них носят синдромальный характер, т. е. сочетаются с другими аномалиями.

В связи с вышеперечисленным очевидна актуальность ранней диагностики слуховых расстройств в детском возрасте с целью их дальнейшей адекватной реабилитации, способствующей нормальному формированию высших корковых функций, в том числе второй сигнальной системы, следовательно, речи.

В настоящее время исследование слуховой функции у детей различных возрастных групп имеет свои особенности. Это касается как объёма применяемых методов, так и особенностей их проведения, а также интерпретации полученных результатов.

В настоящее время все методы исследования слуха у детей можно распределить на субъективные, основанные на речевом отчете ребенка («что и как он слышит») и объективные, связанные с регистрацией различных рефлекторных или электрофизиологических реакций организма, возникающих в ответ на звуковую стимуляцию.

К первой группе относятся такие методы, как: регистрация безусловных ориентировочных рефлекторных реакций, исследование слуха при помощи шепотной и разговорной речи, тональная пороговая аудиометрия, камертональное обследование слуха, а ко второй – тимпанометрия (акустическая импедансометрия), вызванная отоакустическая эмиссия (ВОАЭ), регистрация слуховых вызванных потенциалов.

Субъективные методы исследования слуховой функции.
Исследование слуха с помощью безусловного ориентировочного рефлекса выполняется в основном у детей до 1 года. Для этого применяют различные звучащие игрушки, звукореактометры, воспроизводящие прерывистые звуки одной частоты. При этом фиксируют различные реакции ребёнка, такие как безусловно-ориентировочный рефлекс МОРО – обнимающие движения рук; изменения дыхания, пульса, зрачковый рефлекс, вздрагивание, мигание век; замирания или «застывания» ребенка; повороты головы или глаз в сторону источника звука или от него и др.

Исследование слуха при помощи шепотной и разговорной речи должно проводиться у детей начиная с 5-летнего возраста в относительно звукоизолированном помещении, длина которого не менее 6 м. Оно основано на способности человека с нормальным слухом в условиях тишины воспринимать шепотную речь на расстоянии 6-20 м, а разговорную – 60-100 м.

Количественная оценка результатов исследования слуховой функции речью сводится к определению того максимального расстояния, выраженного в метрах, с которого обследуемый ребенок слышит шепотную или разговорную речь. Точность и правильность выполнения данного исследования зависит от запаса слов, возраста ребенка и понимания им методики обследования.

Слова, используемые для проверки слуховой функции у ребенка шепотом и речью, должны быть простыми для понимания.

При нарушении звукопроведения разница между восприятием шепота и разговорной речи невелика, а при нарушении – она очень значительна.

Слуховую функцию у детей старше 7 лет можно исследовать с помощью набора камертонов.

В основу этого исследования положены особенности проведения звука по воздуху и по кости. Оценка результатов исследования слуха камертонами сводится к определению времени (в секундах), в течение которого максимально раздражённый камертон воспринимается обследуемым через воздух и кость.

Тональная пороговая аудиометрия – это основной метод исследования слуха у детей старше 7 лет.

Принцип этого обследования заключается в определении самой минимальной (пороговой) интенсивности звука, выраженной в децибелах (дБ), при которой звук воспринимается в виде слухового ощущения.

Для исследования применяется прибор аудиометр.

Аудиометрию следует проводить в специальной звукозаглушённой камере, предназначенной для исследования слуха у детей. Проводимое обследование начинают с лучше слышащего уха, в то время как противоположное ухо необходимо заглушить (маскировка) с помощью специального белого шума.

Читайте также:  Как распознать миому матки

Полученные результаты записываются в виде аудиограммы на специальный бланк в виде графика-аудиограммы.

Аудиограмма – это характеристика зависимости остроты слуха от интенсивности звука и его частоты (рис. 1).

Рис. 1. Вид нормальной аудиограммы

Еще одним методом исследования является игровая аудиометрия. Обследование слуховой функции этим методом проводится у детей с 4-летнего возраста.

Суть метода заключается в том, что после подачи ребёнку тонального сигнала ребенок должен нажать кнопку ответа. У маленьких детей предварительно вырабатывается условный рефлекс на звук, для этого привлекаются один из родителей или медсестра. Легче достигнуть эффекта, если менять картинки, чтобы не было угасания у ребёнка интереса.

Объективные методы исследования слуховой функции.

Тимпанометрия – это метод исследования слуховой функции, позволяющий оценить состояние среднего уха и выявить такие заболевания, как экссудативный средний отит и тубоотит, которые в свою очередь могут приводить к снижению слуха у детей любого возраста.

При этом обследовании автоматически записывается кривая, тимпанограмма, отражающая нормальность подвижности барабанной перепонки и слуховых косточек, а также работу слуховой трубы.

Оценка тимпанограмм осуществляется по классификации Дж. Джергера, Лейдона (1970), которая основана на представлении различных кривых в виде латинских букв А, В, С, D и др.

Так тип «А» (рис. 2) – графическое изображение, отображающее состояние среднего уха у человека в норме, т. е. когда давление внутри среднего уха и атмосферное одинаково.

Рис. 2. Типы тимпанограмм по Джергеру и Лейдену (1970)

Тип «В» наблюдается при повышении давления внутри барабанной полости чаще всего из-за жидкости. При этом график уплощен с отсутствующим пиком – прямая линия (рис. 2).

Тип «С» образуется при формировании отрицательного давления внутри барабанной полости и втяжении барабанной перепонки. Чаще возникает при блоке или дисфункции слуховой трубы. При этом варианте тимпанограммы графическое изображение кривой имеет пик, как и при тимпанограмме тип «А», но смещенный влево (см. рис. 2). Также имеются другие кривые, встречающиеся реже [5].

Еще одним исследованием слуховой функции у детей является метод вызванной отоакустической эмиссии, который в настоящее время является основным аудиологическим обследованием у новорождённых детей в роддоме.

Отоакустическая эмиссия представляет собой акустический ответ наружных волосковых клеток улитки при воздействии звукового раздражителя, что является отражением их нормального функционирования. Существуют 2 метода исследования:

  • отоакустическая эмиссия на частоте продукта искажения – это акустическая энергия, регистрируемая в наружном слуховом проходе в ответ на стимуляцию двумя тонами (см. рис. а).
  • задержанная вызванная отоакустическая эмиссия представляет сигнал, возникающий на 8-12 мс, после включения стимуляции, и продолжающийся 10-30 мс (см. рис. б) [5, 6].

Рис. 3. Вызванная отоакустическая эмиссия: а – на частоте продукта искажения, б – задержанная

При исследовании вырисовывается график ответа наружных волосковых клеток улитки при применении звуковой стимуляции. Важно отметить прямую зависимость регистрации отоакустической эмиссии от состояния среднего уха и чистоты наружного слухового прохода.

Исследование слуха методами слуховых вызванных потенциалов.

Эти современные методы обследования слуховой функции позволяют определить порог слуха у ребенка практически от 0 лет жизни.

Принцип всех этих исследований основан на регистрации вызванной электрической активности слуховой системы.

Наиболее часто применяемыми в настоящее время, методами обследования состояния слуха у детей являются определение слухового вызванного потенциала постоянного тона (ASSR) и регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП).

У детей до 5 лет включительно компьютерная аудиометрия проводятся во время физиологического сна, а старше – в спокойном состоянии лежа на спине с закрытыми глазами.

После наклеивания электродов и подсоединения проводов аппарата, через специальные наушники подается звуковой раздражитель, в ответ на который в центральных отделах слухового анализатора появляется возбуждение (рис. 4).

Рис. 4. Вид обследуемого при выполнении исследования слуха методом вызванных слуховых потенциалов

Объективным порогом слуха при ASSR является та минимальная интенсивность звука, при которой регистрируется слуховой вызванный потенциал.

По окончании регистрации, после того как определены все минимальные пороги ответа головного мозга в ответ на звук, появляется аудиометрическая кривая (рис. 5).

Рис. 5. Аудиограмма ребенка первого года после исследования слуха методом компьютерной аудиометрии (ASSR)

Сущность метода КСВП такая же, как и при проведении ASSR, однако, в отличие от первого метода, второй позволяет более подробно проследить работу проводящих путей слухового анализатора от внутреннего уха и вплоть до четверохолмий продолговатого мозга (рис. 6). Оценка результатов проводится по более выраженному V пику КСВП (латентности) [4-6].

Рис. 6. Коротколатентные слуховые вызванные потенциалы у ребенка 9 мес. (КСВП).
V – пятый пик

Все вышеперечисленные методы исследования слуховой функции направлены на выявление у детей различного возраста снижения слуховой функции, которое представлено двумя нозологическими видами: тугоухостью или глухотой.

Тугоухость – понижение слуха различной степени выраженности, при котором восприятие речи затруднено, но все же возможно при создании определенных условий (приближение говорящего к тугоухому, аппаратное слухопротезирование), а глухота – полное отсутствием слуха, при котором страдает разборчивость речи даже при применении слухового аппарата.

Тугоухость делится в зависимости от топики поражения на кондуктивную, сенсоневральную, смешанную.

Сенсоневральная тугоухость – возникает при поражении периферического (улитка) и/ или центральных отделов слухового анализатора (слуховой нерв, проводящие пути, продолговатый мозг, кора головного мозга) (рис. 8).

Рис. 8. Вид аудиограммы пациента с сенсоневральной тугоухостью

Смешанная тугоухость – возникает при комбинации поражений звукопроводящего и звуковоспринимающего аппарата (рис. 9).

Рис. 9. Аудиограмма пациента со смешанной тугоухостью

Кондуктивная тугоухость – возникает при поражении звукопроводящего аппарата, т. е. при поражении наружного или среднего уха (рис. 7).

Рис. 7. Вид аудиограммы пациента с кондуктивной тугоухостью

Для определения степени поражения слуховой функции в настоящее время пользуются международной классификацией тугоухости [5-8] на основе усредненных значений порогов звуковосприятия 500 Гц, 1, 2, 4, 6, 8 кГц.

Так, снижение порогов слуховой функции I степени соответствует – 26-40 дБ, II ст. – 4155 дБ, III ст. – 56-70 дБ, IV ст. – 71-90 дБ. Глухота ставится при порогах выше 91 дБ.

Достижения аудиологии последних десятилетий позволяют провести с достоверной долей вероятности исследование слуховой функции у детей любого возраста, что очень важно для ранней диагностики, лечения и их реабилитации при наличии различных форм снижения слуха.

Список литературы

1. Корсунский А.А. и др. Организация аудиологической помощи недоношенным детям различного гестационного возраста в условиях поликлинических отделений: Методические рекомендации. М., 2012.
2. Рахманова И.В., Зинкер Г.М. Организация специализированной аудиологической медицинской помощи и совместного медико-педагогического сопровождения недоношенных детей в условиях амбулаторно-поликлинической службы крупного стационара // Вопросы современной педиатрии. 2014. № 2. Т. 13. С. 117-188.
3. Савенко И.В., Бобошко М.Ю. Слуховая функция у детей, родившихся недоношенными // Вестник оториноларингологии 2015. Т. 80. № 6. С. 71.
4. Богомильский М.Р., Чистякова В.Р. Детская оториноларингология. М., 2005. Т. 1. С. 22-30.
5. Сапожников Я.М., Богомильский М.Р. Современные методы диагностики, лечения и коррекции тугоухости и глухоты у детей. М., 2001.
6. Таварткиладзе Г.А. Руководство по клинической аудиологии. М., 2013. С. 249-258.
7. Лопотко А.И. и др. Практическое руководство по сурдологии. СПб., 2008.
8. Лятковский Я.Б. Руководство по аудиологии и протезированию. М., 2009.

Слуховая функция у детей, родившихся недоношенными Вестник оториноларингологии 2015.

Когда нужна проверка?

Медицинские проверки слуховой функции проводятся начиная со 2-3 суток после рождения малыша и время от времени повторяются на протяжении всей жизни человека. Ребенок проходит проверку в 3 месяца, в полгода, в год, при оформлении в садик и школу, на школьных медосмотрах и в рамках диспансеризации, при поступлении в ВУЗ и в военкомате.

Все дело в том, что незначительные потери слуха от рождения очень сложно поддаются диагностике в раннем возрасте, а родившийся здоровым малыш вполне может утратить хороший слух после тяжело перенесенных ОРВИ, гриппа, после акустической травмы или удара по голове. Слух более нестабилен, чем зрение, и проверять его нужно чаще.

Задуматься о внеплановой проверке родителям стоит в том случае, если появляются сомнения в том, что кроха хорошо слышит и воспринимает на слух окружающий мир.

Признаков нарушения слуха существует много. В каждом возрасте они свои. Проверить слух в медицинском учреждении стоит, если:

  • ребенок в возрасте 1-2 месяцев не обращает внимания на громкие внезапные звуки (зазвонил будильник, раздался дверной звонок, громко хлопнула дверь, упал тяжелый предмет). Ребенок при этом не вздрагивает, не ищет глазами источник звука, не пугается, не вскидывает ручки, ножки;
  • в возрасте 3 месяцев и старше малыш не реагирует на голос мамы, не узнает его, не пытается искать маму глазами, если она говорит в отдалении от его кроватки;
  • в 4 месяца не реагирует на голоса других людей, на звуки игрушек;
  • до 6 месяцев отсутствуют признаки гуления;
  • в год ребенок только мычит, не произносит звуков и слогов;
  • в два года нет минимального словарного запаса, ребенок не выполняет просьб взрослого;
  • если ребенок мало общается, не заинтересован в этом, часто проявляет агрессию;
  • чадо часто переспрашивает;
  • при диалоге ребенок напряженно внимательно следит за артикуляцией, губами и выражением лица собеседника;
  • просматривая фильм или мультфильм, старается сделать его громче;
  • сложно воспринимает телефонные слова, все время переносит трубку от одного уха к другому.
Читайте также:  Курага при грудном вскармливании

Помимо общего снижения слуха, признаки которого мы описали, существует потеря восприятия определенных диапазонов. Так, некоторые дети нормально воспринимают разговорную речь, но не воспринимают пения птиц на улице, не слышат, как шуршат листья под ногами. А некоторые не слышат, как капает вода из крана, но на нормальной громкости могут смотреть телевизор.

Степени и формы потери слуха бывают разными, и проявляются они по-разному.

Если вам кажется, что малыш чего-то не слышит или не дослышивает, не разбирает, страдает отчетливость восприятия звуков, обязательно нужно показать его ЛОР-врачу и детскому сурдологу в сурдологическом центре.

Помимо общего снижения слуха, признаки которого мы описали, существует потеря восприятия определенных диапазонов.

Как понять, что у ребенка нарушение слуха

В России с 2008 года врачи проверяют слух всем детям в роддоме на 2–3-й день жизни. Это аудиологический скрининг, который, согласно письму Минздравсоцразвития № 2383-РХ от 1 апреля 2008 года, проводится методом регистрации вызванной отоакустической эмиссии (ОАЭ). Если во время проверки выявляют проблемы, врач назначает ребенку дополнительные обследования.

Регистрацию ОАЭ выполняют с помощью специального прибора в течение нескольких минут. Процедура безболезненная и безопасная.

Положительный результат скрининга

Благодаря аудиологическому скринингу снижается вероятность «упустить» врожденные нарушения слуха и глухоту. Однако скрининг – не окончательный диагноз, а только один из тестов. Если по какой-либо причине ОАЭ в роддоме малыш не прошел, это повод назначить расширенное исследование. Чаще всего – это объективная диагностика КСВП (чуть ниже мы расскажем об этом).

Но в любом случае родители должны замечать тревожные признаки, которые могут говорить о проблемах со слухом у малыша, и обращаться к врачу. В первую очередь это касается детей, имеющих факторы риска по тугоухости:

  • Недоношенные и переношенные дети.
  • Низкая масса тела при рождении.
  • Внутричерепные родовые травмы.
  • Асфиксия, гипоксические поражения ЦНС.
  • Выраженный токсикоз у матери во время беременности.
  • Введение новорожденному или младенцу ототоксических (негативно влияющих на состояние слухового аппарата) лекарств.
  • Наследственный фактор (тугоухость у кровных родственников).

Проблемы со слухом у ребенка можно заметить уже в первые дни жизни. В норме новорожденные (дети до 28 дней) реагируют на звук: поворачивают голову на голос, просыпаются из-за громких звуков, вздрагивают в ответ на хлопок в ладоши или другой резкий звук. Если реакции нет, нужно поговорить с врачом.

В возрасте 2–3 месяцев младенцы узнают голос родителей и реагируют на него. Также они прислушиваются к другим звукам: погремушкам, музыкальным игрушкам, собачьему лаю и так далее.

Младенец прислушивается к лепету другого ребенка, который слышит из динамика телефона. Источник: YouTube

В возрасте 3–4 месяцев о проблемах со слухом может сказать отсутствие гуления, а в возрасте 5–6 месяцев – отсутствие лепета. Здесь уже проявляется влияние тугоухости на психоэмоциональное и речевое развитие: оно задерживается.

Гуление и лепет – звуки, которые издают младенцы. Первый похож на «а-а-а», «у-а», «а-э-э». Второй похож на «ба-ба-та», «та-та-та», «да-ба-ба».

К концу первого года жизни ребенок понимает простые слова, например «мама», «папа», «ням-ням», «пить», «да», «нет». Если этого нет, родители должны задуматься о том, чтобы пройти проверку слуха у малыша.

Однако скрининг не окончательный диагноз, а только один из тестов.

Проверка слуха в домашних условиях

Многие врачи к таким методам проверки слуха у ребёнка относятся довольно скептически. Дело в том, что считать такие способы точными нельзя, да и интерпретировать результаты можно по-разному. Даже если врач поставил диагноз тугоухость малышу, есть смысл проверить его ещё у нескольких специалистов, чтобы убедиться в том, что нет места врачебной ошибке.

В реальности у детей младшего возраста весьма тяжело определить нарушения слуха визуально. Вот, кажется, что малыш повернулся, услышав громкое звучание, но вполне может быть, его внимание привлекла всего лишь яркая погремушка, которой активно тарахтит мама.

Хорошо реагировать на разные звуки грудничок начинает приблизительно с месячного возраста. В это время незнакомые звуки заставляют малыша вздрагивать, замирать на какое-то время и даже испуганно плакать. У плохо слышащего ребёнка хорошо развито зрение и, помимо этого, он чётко улавливает вибрацию, которая возникает при звучании.

Проверить, насколько хорошо слышит грудничок, можно разными методами. Самые эффективные способы домашней проверки можно выделить отдельной группой.

Самые эффективные способы домашней проверки можно выделить отдельной группой.

Речевой тест для детей 2-4 лет

У более старших детей, находящихся в возрасте 2—4 лет, из-за нарушения слуха возникает заметная задержка в развитии речи. Ребёнок плохо говорит, не может правильно повторить слова и не умеет чётко изложить свои мысли. В дальнейшем это серьёзнейшим образом повлияет на его адаптацию в обществе и психологическое состояние. Проверка звуковосприятия в домашних условиях поможет на ранней стадии выявить проблемы малыша.

Многие родители не знают, как проверить слух у ребёнка 3 лет. Это несложно и можно сделать с помощью игры или обычной человеческой речи. Например, трёхлетнему малышу можно предложить угадать, в какой руке игрушка. Для этого обе руки, в одной из которых погремушка, прячут за спину. Нормально слышащий ребёнок ориентируется на звук и легко справляется с заданием.

Проверить слух маленького ребёнка можно и другим способом:

  1. Несколько любимых игрушек сложить в одном месте.
  2. Находясь рядом с малышом, шёпотом попросить его принести мячик или куклу.
  3. Если задание выполнено, тогда нужно отойти немного дальше и снова шёпотом попросить другую игрушку.
  4. Когда ребёнок не слышит и не выполняет задание, голос следует повысить до обычного, а затем громко повторить просьбу.

По поведению малыша можно определить расстояние, с которого он слышит слова, произнесённые громко и тихо. Чтобы проверить слух у ребёнка в 4 года с помощью речи, можно воспользоваться следующим методом:

  1. Одно ухо закрывают турундой (марлевым или ватным шариком), чтобы проверить другое.
  2. Родитель отходит на 6—7 метров в сторону, чтобы малыш не мог его видеть.
  3. Шёпотом произносит понятное слово и просит ребёнка повторить.
  4. Если малыш не услышал, тогда нужно подойти на шаг ближе и снова произнести слово.
  5. Таким образом проверяют звуковосприятие обоих ушей, переставив турунду.

Лучше, если такая проверка будет проходить в игровой форме. Ребёнок должен воспринимать её как увлекательную игру. В этом случае он будет гораздо охотнее повторять слова и не станет капризничать. Для проверки громкой речи (высокочастотных звуков) расстояние увеличивают до 15 метров. Слова произносят громко и чётко. Малыш должен также чётко их повторить.

В норме восприятие обычной разговорной речи должно происходить с расстояния 5—6 метров. При этом все слова должны быть знакомы и понятны малышу. Таким же способом проверяют слух у детей школьного возраста.

Тест проводится с помощью электродов и наушников.

Субъективная аудиометрия

Аудиометрические методы диагностики тугоухости разделяют на два типа: субъективные и объективные. К числу первых относятся акустические тесты, которые требуют обратной связи с испытуемым. Большую часть из них используют для исследования работоспособности органа слуха у детей сознательного возраста, которые могут ответить на вопрос, слышат они звук определенного тона или нет.

Как проверить слух у ребенка? К числу самых распространенных субъективных методов аудиометрического обследования относят:

  • рефлекторные – отслеживание реакции пациента на звуки различной интенсивности; используется для диагностики тугоухости у новорожденных на 2-3 неделе жизни;
  • игровые – определение степени слуховой чувствительности у детей в возрасте от 3 лет;
  • специалист просит испытуемого выполнить какое-то действие только после того, как он услышит определенный звук;
  • речевые – оценка порога слышимости речевого сигнала, воспроизводимого с различной интенсивностью;
  • тональные – проверка чувствительности звукопроводящей и звуковоспринимающей системы слухового анализатора в отношении звуков, воспроизводимых на разных частотах.

Результаты субъективных методов исследования слуховой чувствительности определяются наличием воспалений в слизистой носоглотки и органа слуха.

регистрация вызванных потенциалов фиксация электрической активности мозга, возникающей при создании тестового сигнала, поступающего в орган слуха спящего новорожденного;.

Как проходит проверка слуха у детей?

До полутора-двух лет малыши не могут показать, слышат они или нет. Мир без звуков для них норма, другого эти дети не знают. Поэтому вся диагностика основана на рефлекторных ответах мозга на звук как раздражитель. На первом этапе ребенка осматривают с целью исключить пороки развития органов слуха, такие, например, как атрезия слухового прохода или аномалия развития ушных раковин, воспалительные заболевания.

Также специалист детально выясняет у родителей, не было ли проблем в период беременности, как протекали роды, были ли у ребенка серьезные заболевания или операции. Узнав историю развития малыша, сурдолог приступает к обследованиям, которые позволят точно выяснить, слышит ребенок или нет.

Первое, с чего начинает специалист – тимпанометрия и импедансометрия. Это инструментальные методы, позволяющие выяснить, все ли в порядке со средним ухом, нет ли врожденных аномалий развития, отитов, аденоидов (не все патологии среднего уха можно увидеть при осмотре). Этот метод позволяет исключить нарушения на пути проведения звука.

Если отоакустическая эмиссия не регистрируется, а тимпанометрия и импедансометрия показывают, что все в порядке, то специалисты сразу предполагают, что проблема со слухом есть.

Методы диагностики нарушения слуха
статья на тему

Данная статья подробно раскрывает медицинские и педагогические методы исследования слуха, которые позволяют проводить успешное слухопротезирование, которое является основой для развития, обучения и воспитания детей с нарушением слуха.

Предварительный просмотр.

Детская игровая аудиометрия

С помощью игровой аудиометрии проводят исследования слуха детям в возрасте от 3 до 7 лет. Для проведения исследования слуха методом игровой аудиометрии детей сначала обучают слушать звуки и реагировать на них путем участия в игровой ситуации: перекладывать кубики из одной коробки в другую, снимать или нанизывать кольца пирамидки. Исследования порогов слышимости начинают, убедившись, что ребенок понимает задание и может его выполнить. Звуки от аудиометра поступают в ухо ребенка через головные или костные телефоны.

Читайте также:  На сколько дней дают больничный при цистите у женщин

Игровая аудиометрия позволяет определить частотноспецифические пороги слышимости воздушно- и костнопроведенных звуков для каждого уха.

Рисунок 3. Игровая аудиометрия

Регистрация вызванной отоакустической эмиссии с помощью модульного прибора Titan, производство Interacoustics, Дания.

Диагностика слуха

Нарушение слухового восприятия нарушает формирование речи ребенка, сопровождается задержкой психического и умственного развития, приводит к инвалидизации. Даже одностороннее снижение слуха наносит весьма существенный вред ребенку, который заключается в задержке становления речи, в проблемах с обучением и коммуникацией, поведением в школе.

Диагностика слуха и состояния среднего уха может быть субъективной (аудиометрия) и объективной (импедансометрия, аудиотест). Субъективные методы проводятся при взаимодействии врача и пациента, в процессе исследования регистрируется реакция на разные звуки. Объективные методы не требуют участия пациента и не зависят от его условной реакции.

Аудиометрия (тональная пороговая аудиометрия) – метод диагностики нарушений слуха. В ходе исследования оценивается способность воспринимать звуковые стимулы на разных частотах, с различной интенсивностью. Через наушники подаются сигналы, когда пациент слышит звук, он нажимает на клавишу аудиометра. В конце исследования строится график, на котором отражена чувствительность к разным звуковым сигналам. Аудиометрия выявляет степень снижения слуха, частотный диапазон, позволяет определить, в чем именно проблема: в звукопроведении или звуковоспиятии. Это исследование можно проводить детям старше 3,5 – 4 лет.

Игровая аудиометрия (детская речевая аудиометрия) проводится у детей от 2,5-3 лет с использованием специального аудиометра с картинками.

Акустическая импедансометрия – метод оценки функционального состояния среднего уха. Включает в себя тимпанограмму (оценка формы графика податливости барабанной перепонки и пикового давления в наружном слуховом проходе) и акустическую рефлексометрию (регистрация акустического рефлекса со стременной мышцы).

Во время процедуры ухо пациента закрывается датчиком, через который подаются звуковые сигналы. Когда звуковая волна достигает барабанной перепонки, часть ее отражается и может быть измерена. По результатам полученных данных можно выявить дисфункцию слуховой трубы, наличие жидкости в среднем ухе (признак воспалительного процесса), наличие перфорации или рубцовые изменения барабанной перепонки. Импедансометрию можно проводить детям старше 1 года.

У детей в некоторых случаях проводится только тимпанограмма, так как иногда дети пугаются высокочастотного сигнала, используемого при полной импедансометрии.

Аудиологический скрининг (аудиотест) регистрация задержанной отоакустической эмиссии. В Медицинском центре «ХХI век» аудиологический скрининг проводится аппаратом АккуСкрин. Цель обследования: ранняя диагностика тяжелых нарушений слуха у детей. Диагностическое исследование слуха должно проводиться в обязательном порядке всем новорожденным, если его не сделали в роддоме, этот тест можно сделать в Медицинском центре «XXI век». В возрасте 1 месяц и старше аудиотест проводится по показаниям:

  • если в роддоме не проводили аудиотест
  • неудовлетворительные результаты первого теста;
  • высокий уровень билирубина (гипербилирубинемия) от 200 мкмоль/л;
  • тугоухость у родителей
  • 0-3 месяца – не реагирует на громкие звуки или голос;
  • ребенок к 12 месяцам не имитирует звуки или не говорит простые слова, например «мама»;
  • с возрастом испытывает трудности с речью, обучением, концентрацией внимания.

Тестирование занимает от 2 до 10 мин на каждое ухо в зависимости от поведения ребёнка плюс время для обработки информации. Аудиологический скрининг является методом объективной диагностики, не указывает причины патологии и степень снижения слуха, но позволяет в раннем возрасте отобрать детей, нуждающихся в полном обследовании у сурдолога.

Обычно производится за 1 час до или через 1 час после кормления ребенка, когда ребенок находится в наиболее спокойном состоянии, для младенцев идеально во время сна. Исследование не требует применения каких-либо медикаментозных (седативных) средств, абсолютно безболезненно, может проводиться на руках у матери, у груди, или на кушетке.

В ушной канал ребенка помещается небольшой высокочувствительный микрофон, подается звуковой сигнал и измеряется эхо, которое генерирует улитка. Если эхо обнаружено, то это признак, что ребенок слышит хорошо. Если сигнал «не проходит» хотя бы на одном ухе обследование повторяется. При повторном неудовлетворительном результате (тест делается через 1 месяц), проводятся поведенческие звуковые тесты, тимпанометрия с целью исключения патологии среднего уха. В специализированном сурдоцентре проводится более углубленное обследование ребёнка.

Оптимальный срок диагностики нарушений слуха у ребенка не позднее 1,5 месяцев жизни. Более поздняя постановка диагноза может привести к значительным затруднениям лечения и реабилитации детей с врожденным поражением слухового анализатора.

Противопоказаниями к проведению аудиотеста являются: воспалительные заболевания наружного и среднего уха, атрезия наружного слухового прохода, серные (эпидермальные) массы в наружном слуховом проходе, ОРВИ и даже просто насморк, так как тест высокочувствителен и даже небольшая дисфункция слуховой трубы может изменить результаты. Врач осматривает уши перед проведением исследования, при наличии противопоказаний может отложить его выполнение.

В конце исследования строится график, на котором отражена чувствительность к разным звуковым сигналам.

Методы проверки слуха у детей

Проверка слуха у детей – это далеко не в первую очередь выявление у малыша музыкальных способностей. Прежде всего, проверить слух у ребёнка нужно как можно быстрее для выявления возможных отклонений и экстренно предпринять меры по их устранению. Проверять слух у новорожденных, как утверждают ЛОР-специалисты, нужно с первых дней жизни, а когда ребенок становится старше, делать это необходимо регулярно.

«Он у нас — молчун, характер такой!» – говорят некоторые родители . Но на самом деле они просто не придают значения тому, что ребенок начинает поздно говорить. А у малыша может быть «выключен» звуковой канал передачи информации, из-за чего он не воспринимает окружающий мир в полном его объеме. Без связи «слово = предмет, явление» невозможно гармоничное развитие, которое напрямую зависит от того, хорошо ребенок слышит или нет. Следить за этим нужно с самого рождения.

Чем раньше вы заметите какие-то нарушения, тем быстрее ЛОР-врач сможет принять адекватные меры. Даже если у вас появилось хоть малейшее подозрение, не откладывайте визит к врачу!

Важно! Проблемы со слухом у детей приводят к нарушениям развития речи.

О том, как проверить слух у новорожденного и детей постарше, подробно рассказывается на этой странице.

Когда проверять слух у детей.

Зачем и когда нужно проверять слух

Нейросенсорная тугоухость нередко является признаком врожденных патологий. Если их не обнаружить у грудничка, то со временем это спровоцирует существенную задержку речевого развития. Подобная ситуация негативно влияет на процесс обучения и значительно снижает качество жизни малыша. Чтобы предотвратить возможные проблемы развития ребенка и при необходимости начать своевременное лечение, следует проверять слух новорожденного в первые несколько месяцев его жизни.

Существуют определенные признаки, при наличии которых обязательно необходимо провести оценку звуковосприятия ребенка. К ним относятся:

  • задержка у малыша развития речи;
  • инфекционные болезни, влияющие на слуховой аппарат (корь, менингит и т. п.);
  • недоношенность ребенка или низкий вес при рождении;
  • наличие проблем со слухом у родителей (наследственная предрасположенность);
  • желтуха после рождения;
  • гидроцефалия (повышенное скопление церебральной жидкости в ликворной системе головного мозга).

Корь требует контроля слуха

Проблемы со слухом могут варьироваться от незначительной тугоухости до полной глухоты. Многие думают, что человек либо слышит, либо нет: например, если ребенок реагирует на голоса родителей, значит, все в порядке. Однако это не так, потому что существует несколько степеней тугоухости, и частичную потерю слуха сложно диагностировать в домашних условиях.

Позволяет диагностировать уровень слышимости человеческой речи.

Зачем и когда нужно проверять слух

Нейросенсорная тугоухость нередко является признаком врожденных патологий. Если их не обнаружить у грудничка, то со временем это спровоцирует существенную задержку речевого развития. Подобная ситуация негативно влияет на процесс обучения и значительно снижает качество жизни малыша. Чтобы предотвратить возможные проблемы развития ребенка и при необходимости начать своевременное лечение, следует проверять слух новорожденного в первые несколько месяцев его жизни.

Существуют определенные признаки, при наличии которых обязательно необходимо провести оценку звуковосприятия ребенка. К ним относятся:

  • задержка у малыша развития речи;
  • инфекционные болезни, влияющие на слуховой аппарат (корь, менингит и т. п.);
  • недоношенность ребенка или низкий вес при рождении;
  • наличие проблем со слухом у родителей (наследственная предрасположенность);
  • желтуха после рождения;
  • гидроцефалия (повышенное скопление церебральной жидкости в ликворной системе головного мозга).

Корь требует контроля слуха

Проблемы со слухом могут варьироваться от незначительной тугоухости до полной глухоты. Многие думают, что человек либо слышит, либо нет: например, если ребенок реагирует на голоса родителей, значит, все в порядке. Однако это не так, потому что существует несколько степеней тугоухости, и частичную потерю слуха сложно диагностировать в домашних условиях.

Подобная программа позволяет проверить остроту слуха у ребенка еще в роддоме.

Добавить комментарий