Раннее развитие детей

Разумный подход к раннему развитию или как не перегнуть палку

Когда Таисия только родилась я, как и многие мамы, с опаской относилась к интенсивному раннему развитию. Вдруг навредит эмоциональному здоровью дочери? Ведь именно этим пугают психологи. Но когда я начала подробнее вникать в суть разнообразных методик и занятий, поняла, что раннее развитие, если подходить к нему без фанатизма, это вовсе не зубрежка и натаскивание, а интересные игры, которые призваны сделать детство ребенка ярче и интереснее. Только очень-очень важно с этими самыми играми не переусердствовать. Не нужно воспринимать слова «раннее развитие» как «растим гения!», беспрерывно приставать к малышу с занятиями, не оставляя ему ни минуточки отдыха и свободной игры.

Часто родители пытаются реализовать собственные амбиции и несбывшиеся мечты за счет ребенка, либо же им хочется, чтобы их ребенок непременно был развит лучше, чем соседский. В погоне за результатом можно перегрузить ребенка и отбить у него всякое желание заниматься вообще.

Предоставлять ребенку как можно больше свободы в выборе занятия . Не навязывать тех занятий, которые ему не интересны. Возможно, вы бывали в ситуации, когда вам кажется, что малышу надо бы порисовать, потому что давненько он не брался за карандаш, но он почему-то наотрез отказывается. Не настаивайте! Я не раз замечала, что такие занятия «через силу» только отбивают у Таисии какое-либо желание. А, если и удастся ее уговорить, она все равно потом сидит недовольная и нехотя водит карандашом по бумаге. Не хочется сейчас рисовать – это право ребенка, у всех свои интересы. Вполне возможно, что завтра или даже через недельку у ребенка появится желание.

Прекращать занятие прежде, чем оно наскучит ребенку. Мне, например, не раз приходилось сталкиваться с ситуацией, когда, казалось бы, только начав склеивать какую-нибудь поделку или возводить постройку из кубиков, Таисия теряла к ней интерес и отказывалась продолжать занятие. Но я то бросать начатое не привыкла, мне же нужно доделать! Тут сразу возникает соблазн во что бы то ни стало уговорить дочку закончить начатое. Однако, как показывает опыт, такие вот уговоры ни к чему хорошему не приводят. Даже если ребенок согласится, он будет делать все без желания, а в следующий раз на подобное занятие вообще смотреть не захочет. Предложить продолжить, конечно, нужно, но без какого-либо давления! А вообще лучше заведомо предлагать ребенку не слишком сложные поделки и занятия, чтобы у малыша хватило терпения до конца.

Стараться превращать любое занятие в игру . Пускай это будет не «Так, а сейчас мы собираем пирамидку», а веселая сценка, к вам придет мишка и позовет вместе играть, у него, конечно, ничего не будут получаться, колечки будут выпадать, и малыш обязательно захочет помочь неуклюжему мишке.

Не устанавливать норм по времени и количеству занятий в день . Всякое может случиться: малышу может нездоровиться, у него плохое настроение, он увлечен новой игрушкой или у вас срочные дела. Не нужно стараться во чтобы то ни стало выполнить дневную норму по занятиям, да еще и корить себя потом за недостигнутый результат.

Не нагружать малыша знаниями «про запас» . Старайтесь, чтобы изучаемая информация соответствовала интересам и возрасту малыша, чтобы он смог ее в ближайшее время использовать. Например, изучайте геометрические фигуры тогда, когда малышу уже будет интересно играть с геометрическими рамками-вкладышами и сортерами, цвета — когда ребенок уже способен их различать (после года) и т.д.

  • Никогда не сравнивать малыша с другими детьми (хотя это очень трудно, по себе знаю:)), все дети разные, у всех свои склонности! Всегда оценивайте развитие малыша не по отношению к соседскому мальчику Пете, а по отношению только к самому ребенку. Благодаря вашим занятиям ребенок развивается раньше, полноценнее, чем мог бы, если бы вы вообще не обращали на его развитие никакого внимания.
  • Итак, занимаясь развитием малыша, помните, что ваша первоочередная задача сделать ребенка счастливым ! Интеллектуальное развитие – это еще не самое главное в жизни. Важно сохранить добрые отношения с малышом, сохранить и поддержать в нем творческие задатки, умение чувствовать и сопереживать.

    Не слушайте тех, кто против.

    © Instagram @kartseva_evgenia

    Задача – создать пространство, максимально открытое для ребенка. Для этого используется специальная развивающая среда, разделенная по зонам (5 зон – бытовой жизни, сенсорная, математическая, космическая и зона языков) и дидактические материалы (игрушки, стимулирующие познание). Взрослый – помощник. Ребенок все делает сам, учится самостоятельности и границам.

    Изначально методика направлена на детей от 3-х лет, но сейчас получила распространение с рождения. Узнать о методике подробнее можно из книг Марии Монтессори «Мой метод» и «Дети – другие».

    Именно там методом проб и ошибок Монтессори разработала собственную систему воспитания.

    Что такое раннее развитие.

    В любой методике может что-то, что подойдет Вам и Вашему малышу, а что-то и не вполне подходящее.

    Особенности нервной системы у детей

    Головной мозг крошки значительно отличается от головного мозга взрослого человека. Дифференцировка (т.е. деление клеток) нервных клеток достигается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению похожа на кору взрослого человека.

    Стоит отметить, что темп совершенствования нервной системы происходит тем быстрее, чем меньше малыш. Особенно энергично он протекает в первые 3 месяца жизни.

    Ползает 7-8 мес.

    Развивающие пособия «Школа семи гномов»

    Сборники книг «Школа семи гномов» — это по сути лучшие методики раннего развития в одной коллекции. Обучение направлено на всестороннее развитие ребенка, имеет классификацию по возрастам, разные тематические задания с пояснениями для родителей, которые поначалу нужно выполнять вместе с детьми, а в старшем возрасте можно доверить им делать все самостоятельно.

    Важно учесть, что потребуется приобретать материал для каждого возраста отдельно и уделять время на занятия. Несмотря на то, что пособия рассчитаны с рождения и до школьного возраста, наибольшую актуальность приобретают для детей от года, когда ребенок начинает проявлять больше инициативы в обучении.

    Развивающие методики для детей от 2 лет не особо отличаются от тех, что описаны ранее для малышей. В них лишь усложняются и более тщательно прорабатываются уже изученные темы и приемы, дается больше свободы для самостоятельных действий.

    Если любая методика раннего развития детей до трех лет включала в себя в основном знакомство с миром, прорабатывание базовых навыков и умений, то развивающие методики для дошкольников имеют более конкретные задачи.

    Методика Никитиных, динамическая гимнастика

    Только родившийся малыш адаптируется к новому миру, у него есть некий запас рефлексов, которые можно развить и использовать для гармоничного развития крохи во всех областях (интеллектуальное, творческое). Адекватные физические нагрузки укрепят иммунитет ребенка, стимулируют мышечный тонус и помогут получать больше радости от жизни.

    Светские педагоги-новаторы супруги Борис и Елена Никитины разработали собственную систему воспитания детей, основной принцип которой состоял в предоставлении ребенку полной свободы выбора из предоставленных возможностей.

    Методика — ЗДЕСЬ.

    Методика ЗДЕСЬ.

    Плюсы

    Есть ли эффект от раннего развития детей, решил выяснить психолог из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре Джон Процко. Оказалось, что дети, прошедшие программу раннего развития (до 3-летнего возраста), показывали более высокие интеллектуальные результаты, чем их «необученные» сверстники. Потом занятия прекратились, и к 5 годам показатели IQ у юных интеллектуалов упали. Это явление назвали «эффектом затухания». Но такой результат не говорит о том, что занятия не имеют смысла. Как раз наоборот, считает исследователь. Спад уровня интеллекта происходит именно из-за отсутствия тренинга. Ведь умственные способности детей имеют высокую пластичность. И соответственно, как только прекращается тренировка памяти, внимания и других функций, происходит их изменение, то есть интеллект приспосабливается к меньшим требованиям.

    То, что отказываться от раннего развития, не стоит, показали исследования американских ученых. В течение одного года специалисты следили за успехами малышей (от 6 недель до 19 месяцев), которые занимались в центрах раннего развития с профессиональными педагогами. В конце эксперимента они показали лучшие результаты в сравнении с детьми, которые не ходили на такие занятия. Эксперты оценивали, как малыши играют с родителями, как они умеют общаться и вести себя в группе, насколько развиты эмоционально. По мнению исследователей, именно эти качества помогут малышам в будущем хорошо учиться в школе.

    Именно это необходимая база для более сложных психических процессов восприятия, памяти, мышления.

    Методика ориентирована на домашнее обучение детей. То есть любой родитель может самостоятельно освоить ее и превратить в образ жизни, что ведет к тому, что дети будут проводить с ними много времени.

    Внимание уделяется не только умственному, но и физическому развитию детей.

    Система помогает очень рационально организовать время.

    Отсутствие индивидуального подхода к ребенку.

    Недостаточное внимание уделяется развитию речи, а творчество исключается в принципе.

    Закаливание проводится достаточно жесткими методами (обливание ледяной водой, хождение босиком по снегу).

    Так что не стоит ожидать, что хороший и умный ребенок вдруг через несколько месяцев превратится в вундеркинда, как не стоит и внушать ему, что благодаря этим занятиям он станет лучше всех остальных детей.

    Методики раннего развития: говорим ли мы об одном и том же?

    Когда речь заходит о раннем развитии, то чаще всего мы имеем в виду некие неординарные спортивные, творческие или интеллектуальные навыки, которыми по нашему мнению, ребенок может и должен овладеть в самом раннем возрасте, насколько это вообще возможно.

    Читайте также:  Прыщи простудные на лице – как лечить

    Желательно, чтобы он вообще на свет рождался уже с дипломом о среднем образовании и биркой, указывающей в какой именно области сей ребенок — будущий гений.

    Но поскольку испокон времен и по сей день подобный багаж к рождению ребенка, увы, так и не прилагается, разные толковые и талантливые педагоги придумали всевозможные методики для раннего развития детей.

    Важно, чтобы вы понимали: методики раннего развития (и мы не устанем это повторять) — это не «открывашки», которые «раскрывают» личность вашего малыша, словно консервную банку, обнажая перед вами все его одаренности, способности и таланты. Нет, отнюдь!

    Прежде всего, все без исключения методики раннего развития нацелены на то, чтобы помочь вашему малышу как можно быстрее и органичнее «влиться» в структуру окружающего его мира, понять ее, «подружиться» с ней, научиться извлекать из нее пользу для себя. Одним словом, они учат детей быстро и легко адаптироваться в постоянно меняющихся условиях окружающего мира, да еще так, чтобы самим детям при этом было познавательно, весело и нескучно.

    И лишь некоторые из методик сообщают, что на общем фоне гармоничного развития детской личности начинают проявляться его неординарные способности в той или иной области: искусств, точных наук, некоего прикладного мастерства и т.д.

    Другое дело чем именно заниматься.

    Раннее обучение и развитие ребенка

    мотошкова юлия
    Раннее обучение и развитие ребенка

    Каждый ребенок индивидуален. Он развивается в своем темпе, осваивает собственные возможности постепенно, шаг за шагом. У каждого малыша та или иная функция развивается по-своему. Это никому не надо доказывать. Но, несомненно,есть и возрастные нормы: как и когда ребенок должен начать сидеть, стоять, ходить, бегать, рисовать, читать, писать. Все эти рамки показывают педагогам и родителям, не позже како-го срока та или иная функция должна развиться, до каких пор это еще бу-дет нормой. Если та или иная функция не формируется к нужному возрасту, принято говорить о задержке развития. Такое, как правило, случается, когда малыш серьезно болен или когда он недополучает внимания взрос-лых, когда с малышом никто ничем не занимается.

    Многие авторы (Доман, Сузуки, Лупан, Зайцев, Никитины, Тропп) настаивают на том, что такое развитие – не раннее, а как раз своевременное, что традиционная педагогическая наука, основанная на опыте про-шлых веков, отстает от современных методик. Что человеческий потенциал гораздо богаче, чем было принято считать до сих пор.

    Все методики развития настолько разные,что классифицировать их крайне сложно: одни называются по тому, что они развивают, другие по имени создателя. Попробуем “развести” их на “физические” и “творче-ские”. С рождения до года проходит целая эпоха в жизни малыша. За это время он учится самостоятельно переворачиваться, сидеть, ползать, хо-дить, есть, улыбаться, выговаривать первые слова. Поэтому самым важ-ным на этом этапе для него является физическое развитие. То, насколько окрепли его мышцы, позволяет ему скорее встать и увидеть самому, что же находится в этой большой для него квартире. А вот ближе к трем годам большое значение имеют “психологические” методики, развивающие мышление, память, кругозор.

    Впервые о важности поддержания здоровья ребенка у нас в стране заговорили Борис и Елена Никитины. Они открыли широкой массе людей на примере своих детей то, что даже у самого маленького ребенка заложено много возможностей, которые, если не развивать, угасают. Так, они рассказали,что новорожденный имеет три важных врожденных рефлекса: рефлекс хватания (если вложить ему в руку палец или палочку, то крепко держится за нее, шаговый рефлекс (отталкивание ножками от твердой по-верхности, рефлекс плавания (при купании в воде, малыш не лежит, а пе-ребирает руками, ногами). Если эти рефлексы развить, то ребенок проходит обучение “по первому кругу”- не забывает о них, соответственно, начинает раньше ходить, прыгать и бегать. Нет – учиться “заново”, что да-ется труднее. Для более взрослых детей предложили ввести в каждый дом самодельные спорткомплексы, элементы закалки (хождение босиком и об-ливание, массажа.

    Масару Ибука выпустил нашумевшую книгу под названием “После трех уже поздно”, в которой говорит о том, что развитие максимум возможностей заложено в ребенке до трех лет – в период интенсивного роста мозга. В это время формируется основы его характера, поведения в обще-стве, закладывается иммунитет. Конечно, все это накладывается на существующие гены. Автор подчеркивает, что при хороших стартовых данных, крепких наследственных генах, нужно заниматься с ребенком по максиму-му. Его книга вселяет оптимизм, веру в достижении любых вершин, относится с уважением к крохе.

    Мария Монтессори – итальянский педагог 19 века, первая в стране женщина – доктор медицины. Изначально работала с ослабленными деть-ми. Пыталась облегчить им жизнь, догнать сверстников, для чего создавала “посильные” игрушки. Ее подход к обучениюсостоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель, причем в центре всей системы – сам ребенок. Он самостоятельно) изучает окружающую его среду. Учитель никогда не навязывает то или иное занятие, а лишь наблюдает. Если ребе-нок выбрал переливание воды из одного сосуда в другой, то воспитатель помогает. Занятие с водой может продолжаться хоть весь день, до того момента, пока ребенок сам не переключится на другой предмет.

    Главной ценностью воспитания в системе М. Монтессори является индивидуальность и свобода ребенка. Свободу М. Монтессори понимала как наличие собственной цели и возможность выбора своих действий. Целенаправленность, интерес и сосредоточенность на каком-либо деле составляют безусловные ценности воспитания. Своеобразие системы и ее вы-дающийся вклад в дошкольную педагогику заключается в разработке и в создании специального дидактического материала, который обучает ре-бенка, воспитывает у него ценные качества, обеспечивает свободу выбора и защищает ребенка от сложных и опасных воздействий взрослого мира.

    Глен Доман – американский военный врач 40-х годов. Успешно раз-вил идею Цицерона о том, что “Дети быстро схватывают бесчисленное множество предметов”. Работал в Филадельфии, институте, позже назван-ным “Институтом ускоренного развития ребенка” (“Better Baby Institute” (BBI). Изначально занимался лечением детей с травмами мозга. Он при-шел к выводу, что стимуляция одного из органов чувств приводит к уси-лению активности мозга в целом. В его институте дети двух, трех, четырех лет начинали читать, осваивали математику, становились эрудитами при хорошем физическом развитии. Творческие возможности этих детей настолько широки, что сам Доман называл их детьми Возрождения. До-ман убежден, что учеба эффективна только в период роста мозга – до 7 лет, и особенно в первые 3 года (так, окружность головы новорожденного – 35 см, двухлетки – 50 см, взрослого в 20 лет – 55 см, и что любое физическое развитие стимулирует умственное. Его система подачи знания для 3-4-их малышей. У новорожденного огромный потенциал,который надо сохранить: кол-во нервных клеток у него гораздо больше, чем у взрослого человека. Между ними вырабатываются связи, а те, невостребованные клетки отмирают.

    Пытаясь говорить, младенец “выдает” целые слоги. Нет отдельных букв, затем мучительно соединяющихся в слоги, слова. На основе этого вывода создана альтернативная к традиционному чтению система обучения. Так родилась методика современного педагога-новатора из Санкт-Петербурга Николая Зайцева (р. 1939).

    Его пособия – самым известным являются “кубики Зайцева” для освоения чтения – основаны на игровом системном обучении. Предпочтение отдается занятиям в группе.

    Изучение чтения построено на принципе “складов” – пары из со-гласной и гласной, согласной с твердым или мягким знаком. Каждый склад находится на отдельной грани кубика – например В-ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВЭ. Находя соответствующие склады, ребенок составляет слова. Кубики раз-личаются по цвету, размеру, звучанию их наполнения, что все вместе позволяет детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звон-кими и мягкими согласными.

    Идею складов Зайцева развил современный петербургский педагог Воскобойвич,создавший складушки: создал картинки с рисунком и стихотворной подписью с выделенными складами.

    Кубики учат читать с первых занятий, составлять знакомые слова. А также учиться читать и писать (кубиками) одновременно. Но учтите, что если вы показываете буквы, слоги или склады ребенку, он может их различать, но это не совсем осмысленное чтение, которого хотят добиться родители, а узнавание, игра ребенка и взрослого. Не стоит спешить с одно-временным обучением чтения и письму.Именно об этом волнуются лого-педы: дело в том, что принцип усвоения двух механизмов совершенно разный. Чтение – это работа глаз, а письмо – руки. К тому же, в чтение и в письме (в устной и письменной речи) совершенно разные законы. Об этом красноречиво говорят многочисленные орфоэпические (произношение) и орфографические (правильное написание слов) словари.

    Речь развивается через разговор. Учитывать нужно и то, что склад – это вовсе не слог. Следовательно, в жизнь ребенка вы вводите новое понятие, должны показать его различие. Не спешите обучать ребенка чтению с года. Поверьте, пройдет совсем немного времени, и к 2,5- 3 годам он сам будет бегать за вами, спрашивать, какая буква, какое слово написано на вывеске, на номере машины и так далее. Чтение должно ложиться на под-готовленную почву. Показывая буквы, кубики с полугода (что является сейчас модной тенденцией,вы обрекаете себя на бесконечное число повторений: ибо в этом возрасте ребенок быстрее забывает, чем выучивает ряд символов.

    Читайте также:  Ортез Фрейка: как правильно носить, как подобрать

    Таким образом, на достижение того же результата в год тратится больше усилий, чем в 3-4 года. Может, стоить поберечь силы? Чтение – процесс творческий. Ребенок “реально” читает, когда умеет уже осознанно разговаривать, шутить, комбинировать слова, уходит от простых предложений типа “баба, иди”, осваивает грамматику, построение фраз, выделяет себя из окружения, от мамы, переходит в рассказе о себе от третьего лица к единственному (не “Оля хочет”, а “я хочу”). Сама методика как раз и разработана для детей с 3-4 лет.

    Обучение математике отличается системным подходом. Это комби-нация таблиц, наглядно показывающая “значение” числа. Дроби и степени показаны в виде частей кружочков, а цифры – количеством точек. Этому посвящены пособия таблиц “Сточет”, пособия родителям “нам в сотне тес-но”.

    В раннем возрасте дети отличаются большей неустойчивостью эмо-ционального состояния. Обеспечение положительного эмоционального со-стояния детей, их уравновешенного поведения, охрана нервной системы, предупреждение утомления – важные задачи педагогики раннего детства.

    При воспитании маленьких детей следует учитывать преобладание у них возбуждения над тормозными процессами: маленький ребенок с трудом переносит ожидание пищи, ограничение в движениях и т. п. С уче-том этой особенности в яслях и группах раннего возраста яслей-садов введен принцип последовательного, постепенного проведения всех режимных процессов, позволяющий обслуживать каждого ребенка индивидуально.

    Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не овладевший приемами мыслитель-ной деятельности, речи, предметной деятельности, испытывает значитель-ные трудности в дошкольном возрасте и в процессе обучения в школе. Но так как мышление, как и все познавательные процессы, поддается коррек-ции, возможно использование специальных приемов и способов, способ-ствующих его развитию.

    Консультация для родителей «Обучение ребенка принципам безопасности» Обучение ребенка принципам безопасности: что нужно знать родителям? Один из важнейших вопросов, который рано или поздно необходимо решить.

    Консультация «Обучение ребенка аккуратности» Обычно непоседливый и активный ребенок дошкольного возраста с трудом может усидеть на одном месте, пока мама причесывает его волосы или.

    Мастер-класс для педагогов «Обучение детей дошкольного возраста спортивным играм. Игра — это здоровье ребенка» Цель: Повысить профессиональную компетентность коллег в вопросах внедрения спортивных игр. Задачи: Систематизировать.

    Обучение с интересом! Рекомендации по обучению ребенка чтению Как не допустить банальные ошибки при обучении чтению ребёнка? Согласитесь, так много хочется вложить в свою кроху и столько всему научить,.

    Памятка для родителей «Раннее детство» Дети 1, 5 – 2 лет относятся к раннему возрасту. Раннее детство – очень короткий период в жизни человека. Основной вид деятельности этих.

    Раннее формирование культуры здоровья воспитанников Выступление на педагогическом совете На тему: «Раннее формирование культуры здоровья воспитанников» Подготовила: Воспитатель 1 квалификационной.

    Консультация для родителей «Раннее обучение чтению — польза или вред?» Раннее обучение чтению – польза или вред? С каждым годом увеличивается число детей с отклонениями в речевом, познавательном и физическом.

    Консультация «Раннее обучение детей английскому языку» Раннее обучение детей английскому языку. Иностранный язык сегодня становится в большей мере средством жизнеобеспечения общества. Роль иностранного.

    Раннее развитие фонематического слуха ребёнка Раннее развитие фонематического слуха ребёнка. Взрослый должен своевременно руководить развитием речи ребёнка. В раннем возрасте стоят.

    Игра как обучение и развитие Игра, как обучение и развитие. Известно, что в младшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее.

    Впервые о важности поддержания здоровья ребенка у нас в стране заговорили Борис и Елена Никитины.

    Ребенок постепенно:

    • Овладевает предметными навыками.

    В чем особенности этого периода? Маленький человечек до года учится взаимодействовать с окружающими предметами: стучать, катать, открывать, бросать и пр. К началу двухлетнего возраста он уже понимает, что мячик нужно катать, автомобиль толкать, пирамидку – собирать и разбирать, любимого пупса класть на кровать и т.д.

    Желаете, чтобы сенсорное развитие происходило максимально гармонично для непоседы? Клейте с ним аппликации, используйте рамки-вкладыши, раскрашивайте картинки, складывайте мозаику, лепите, осваивайте игры-шнуровки и несложные конструкторы. Покупайте шалунишке игрушки на колесиках, каталки-сортеры, детские развивающие игры с приятными звуковыми эффектами.

    • Совершенствует крупную моторику.

    Этот период тесно связан с увеличением и укреплением крупных мышц тела и в первую очередь – мышц ручек и ножек. Малыш приобретает опыт удерживать равновесие, ходить и бегать, координировать движения.

    Обратите внимание, что физическое развитие малыша происходит сверху вниз, от головки к пальчикам ног. Сначала детки учатся держать головку, затем обретают навыки ползанья, и лишь потом начинают ходить, бегать.

    • Осваивает родную речь.

    Сколько восхищения и умиления вызывают у мам-пап первые слова, произнесенные любимым чадом! Именно речь помогает крошке взаимодействовать с другими людьми, овладевать новой информацией, систематизировать знания.

    Молодым родителям следует учитывать особенности речевого развития детей раннего возраста:

    • В 9-10 месяцев дитя осознает множество слов, выполняет по просьбе родных различные действия: показывает на определенные предметы, бросает мячик, подает игрушки.
    • В годовалом возрасте детишки используют до десятка простейших слов, речевое совершенствование становится все более явным.
    • К концу второго года жизни словарный запас ребятишек составляет почти триста слов, а концу третьего – полторы тысячи.

    Детскими психологами давно замечено, что развитие речи детей раннего возраста происходит более интенсивно, если родители постоянно «подталкивают» их к общению, поощряют.

    Маленький совет: в беседах с непоседой не используйте «детскую» речь, не «сюсюкайте». Ваша грамотная речь – залог правильной речи малыша.

    Маленький совет в беседах с непоседой не используйте детскую речь, не сюсюкайте.

    Плюсы систем: мнения сторонников

    Каждый родитель сам решает, как воспитывать своего малыша – так кажется на первый взгляд. Мнение общества и стереотипы в той или иной степени влияют на любого человека. В отношении раннего воспитания это правило действует особенно сильно. Обычно родители делятся на его ярых приверженцев и противников. Все дело в неправильном понимании ситуации и излишней фанатичности. Нет ничего плохого в том, чтобы развивать своих детей. Главное – не перегибать палку.

    Доводы, приводящиеся в защиту:

    1. Малыши, занимающиеся в соответствии с такими концепциями, обычно более развиты, чем остальные. Они начинают раньше читать, писать и считать. Умеют лепить из пластилина и петь, хорошо танцуют и знают минимальные основы иностранных языков, в зависимости от того, по какой системе ребенок занимается.
    2. Группы раннего развития детей приучают кроху с первых месяцев жизни к занятиям, дисциплинируют его.

    Тем не менее, у каждого малыша есть свои внутренние возрастные нормы – как физические, так и умственные. Вы не сделаете из малыша вундеркинда, если он внутренне не готов им становиться. Методы воспитания дают возможность выявить внутренний потенциал и раскрыть его. Второе утверждение верно, если не перегибать палку и не прерывать занятия. Дети очень быстро отвыкают и забывают. Стандартный детский сад гораздо быстрее и эффективнее приучает ребенка к дисциплине и режиму.

    Доводы, которые приводят против концепций раннего воспитания.

    Раннее развитие ребенка: советы эксперта

    Системы раннего развития детей приобретают всё большую популярность в Беларуси. Педагоги утверждают, что чем раньше родители начинают обучать своих малышей, тем лучше раскроется потенциал ребенка, тем более многогранным станет он как личность. О том, насколько ранним может быть раннее развитие, каждый ли ребенок способен к обучению с пеленок и что необходимо знать родителям, которые хотят заниматься развитием малыша с пеленок, рассказала Жанна Сешук, основатель и директор детского центра гармоничного развития «Игра».

    Насколько ранним может быть раннее развитие? С какого возраста родители могут начать заниматься своими детками?

    С ребенком нужно заниматься еще до его рождения: мама может разговаривать с ребенком, слушать музыку, смотреть красивые картины, делать то, что в данный момент ей хочется делать. Даже если мама никогда не брала в руки краски, но у нее есть желание рисовать, она должна попробовать. Такие на первый взгляд нехитрые мелочи уже оказывают влияние на ребенка.

    Заниматься с ребенком можно сразу после его рождения, но занятие занятию рознь. Самым маленьким детям главное – чувствовать любовь мамы и людей, которые находятся рядом. И это уже занятие: улыбаясь, вы учите ребенка общаться, дотрагиваясь до его кожи, учите тактильным ощущениям. Подарив любовь и просто играя с ребенком, родители его развивают.

    По целенаправленному, более скоординированному развитию работают специализированные центры, и основное, что делают сотрудники таких учреждений – учат мам общению с ребенком и игре с ним. Обучение через игрушки – самое интересное, которое может быть, и для этого не обязательно нужны какие-то пирамидки: в обычный горох можно запрятать мелкие игрушки и попросить малыша их там поискать. Когда он ищет в горохе игрушки, развивается тактильное восприятие, идет развитие пальчиков, которое влияет на развитие речи.

    Самым маленьким детям главное – чувствовать любовь мамы и людей, которые находятся рядом. И это уже занятие: улыбаясь, вы учите ребенка общаться, дотрагиваясь до его кожи, учите тактильным ощущениям. Подарив любовь и просто играя с ребенком, родители его развивают.

    У ребенка все процессы очень взаимосвязаны: занимаясь чем-то одним, он развивает что-то другое. Для того, чтобы ребенок заговорил, помимо общения с ним, нужно играть с пальчиками – это стимулирует чистую, хорошую речь. А для того, чтобы ребенок хорошо осваивал математику, логическое мышление, достаточно играть с пирамидками.

    Читайте также:  Десна при прорезывании зубов у грудничков

    Методики развития разработаны давно, они работают и приносят свои плоды. Сенсорное восприятие, тактильное развитие положено на игру. В центре детки с мамами сидят на ковре, преподаватель подает игрушки и рассказывает, как играть. То же самое можно повторять и дома. Но преимущество занятий в центре – их систематизированность и сбалансированность.

    Каждого ли ребенка можно развивать с пеленок?

    Абсолютно все дети рождаются уникальными и талантливыми, и обучение для них – это игра и ознакомление с миром.

    Многие мамы безумно боятся детского сада, и это, действительно, правильно. Представьте себе взрослого, которого вырвали из уютного, теплого пространства и поселили в чужую страну без близких и знакомых. Даже взрослому будет сложно адаптироваться в такой обстановке, не говоря уже о ребенке. Он не знает правил, не знает, как себя вести, не понимает, что происходит – для ребенка это шок, для мамы – это шок вдвойне. Поэтому я рекомендую мамам, которые планируют к трем годам отдать ребенка в детский сад, найти возможность и начать посещать детские центры. После занятий там ребенок проще адаптируется к детскому саду, так как подобная обстановка ему уже знакома.

    Какие методики для развития детей используются чаще всего?

    Самая уникальная методика, оспорить которую невозможно, — это методика Марии Монтессори, изобретенная больше ста лет назад. Причем, эту методику можно адаптировать к современным технологиям и использовать более яркие игрушки и пособия.

    Глубинно разработанных методик как таковых очень мало. Например, года четыре-пять назад была очень популярна методика Глена Домана, и популярна она была из-за своей новизны. Но я не могу сказать, что эта методика предназначена для гармоничного развития ребенка. Она может быть дополнением к какой-то другой системе, но делать основной упор на нее я бы не советовала. Доман рекомендует накачивать ребенка определенными знаниями, но использовать их в будущем очень сложно. Основная же задача родителей – дать ребенку фундаментальные камешки, а как он ими будет пользоваться, ребенок решает сам. Это и есть гармоничное развитие.

    Кстати, я бы не советовала пользоваться методикой Домана для обучения ребенка чтению, так как она ориентирована на англоязычных детей. Разница между русским и английским языком очень большая, поэтому использовать у нас чтение словами практически невозможно. Такую же слоговую методику, которую предложила Монтессори, разработал и Лев Толстой специально для чистого русского языка. Нужно работать именно по слоговой системе – это связано со спецификой русского языка.

    А что касается методики Зайцева, которую используют практически во всех детских садиках?

    По моему мнению, у Зайцева нет методики как таковой. Слоговая система была придумана еще до него, а он лишь наполнил эти слоги звуками. Практика показывает, что эффект от обучения по системе Зайцева и по системе Толстого абсолютно одинаков.

    Большая заслуга Зайцева в том, что он перевел систему на коммерческие рельсы и сделал ее доступной всем.

    Что бы вы ответили на мнение о том, что методики раннего развития – это не больше, чем новомодные веяния, которые еще неизвестно как скажутся на самом ребенке?

    Это зависит от методики, которую используют родители. Результаты применения системы Домана, которая вмешивается в психику и психологию ребенка, действительно, могут быть непредсказуемыми.

    Основная задача родителей – чувствовать ребенка и не идти в противовес природе. Если вы будете чуть более внимательны к своему ребенку, вы увидите, что ребенок сам поведет вас в нужном направлении. Но для этого нужно огромное количество игрушек, чтобы ребенок выбрал ту, которая ему необходима в данный момент, достаточно много времени у родителей и серьезная подготовка хотя бы по общим методикам. Совместить все это достаточно сложно, поэтому и существуют центры, которые облегчают задачу родителей. Вы можете прийти, позаниматься, и уже дома работать с ребенком.

    Кроме того, на занятиях в центре развития у ребенка закладываются навыки общения, он учится договариваться и делиться игрушками.

    Какие проблемы помогают решить педагоги, которые работают с малышами в пеленках?

    Абсолютно все. Специалисты показывают маме, как не навредить ребенку. Безусловно, все мамы любят своих малышей, но из-за того, что мы хотим сделать что-то очень большое для ребенка, мы начинаем ему вредить. Иногда мамы перегружают ребенка знаниями: они хотят лучшего, хотят дать ребенку больше, но есть границы, переходить которые нельзя. Тогда у ребенка начинаются проблемы со сном, он перестает улыбаться. Как только ребенок перестал смеяться, маме нужно остановиться и подумать, что она делает не так. Если малыш кричит: «Не хочу!», забудьте это знание напрочь, иначе кроме вреда оно ничего не принесет.

    Кроме любви и добра ребенку нужны границы для того, чтобы правильно развиваться и не опасаться мира, в котором он живет. Если ваш ребенок лежит на полу и бьется в истерике, знайте – это не вина ребенка, а ваше упущение, и найти свою ошибку вам просто необходимо. Ребенок – это ваше зеркало, и если в его поведении что-то не так, значит, вы ошиблись.

    Есть ли какие-то негативные стороны в раннем развитии? Некоторые считают, что, развивая малыша с пеленок, мы лишаем его детства.

    Мы даем ему детство. Детство в нашем понимании – это любовь мамы и близких, возможность играть с игрушками, некоторая свобода. Причем, понятие свободы у ребенка очень своеобразное: если мама рядом с ним, ему тепло и хорошо, — для ребенка это свобода. Например, в нашем центре мы даем эту свободу: все детки до трех лет занимаются только с мамами – это обязательное условие.

    Как выглядит наша страна в вопросах раннего развития детей по сравнению со странами-соседями?

    Европа не склонна к особому вниманию по развитию детей вообще. Процесс мышления у людей очень своеобразный – они приветствуют абсолютную естественность. Если у ребенка текут сопли – это нормально. Детские сады, как правило, смешанные, и дети развиваются сами по себе. Основной упор на образование делается тогда, когда ребенок идет в школу, а до этого родители, как правило, просто любят детей и специально с ними не занимаются. Но у них есть очень большое преимущество: необходимых игрушек для развития ребенок получает в достаточном количестве, и лежа с ребенком и играя с ним, родители развивают малыша. Мы вряд ли сможем позволить себе такое количество игрушек, вряд ли сможем позволить себе всей семьей улечься на пол и ползать и играть вместе с ребенком.о у нас развитие идет совершенно по-другому. На Западе все слишком правильно и просто, но все-таки более творческая нация – это жители СНГ.

    Причем, понятие свободы у ребенка очень своеобразное если мама рядом с ним, ему тепло и хорошо, для ребенка это свобода.

    Развиваем двигательную активность ребенка

    В раннем возрасте полезно развивать двигательную активность. Иногда, кажется, что ребенок и так слишком много двигается, бегает. Зачем еще что-то развивать? Но нужно развивать координацию движений в пространстве, чтобы ребенок овладевал новыми движениями.

    Педагоги во многих исследованиях доказали, что двигательная активность детей связана с умственными способностями. Чем больше ребенок двигается, тем интенсивнее кровообращение, кровь разносит по организму кислород, развиваются внутренние органы, и, конечно, мозг.

    Развитие двигательной активности от 1 до 3-х лет проходит в играх. Это догонялки, игры с мячом, имитация движений животных. Дети с удовольствием выполняют разные задания: пройти по поребрику, по наклонной доске, попрыгать, как зайчик, убежать от волка. В 1 год ребенок еще только осваивает работу лопаткой, учится брать и переносить лопатой снег или песок. В 3 года он уже может построить башню из снега, или помочь папе почистить машину.

    Зимой можно поиграть в снежки, найти выход из ледяного лабиринта, вместе с малышом построить снежную крепость или снеговика. Когда еще, как не в детстве, покататься на санках с горы, измерить глубину сугробов во дворе.

    Летом на улице еще больше забав: качели, горки, спортивные площадки. Подвижные игры на свежем воздухе активируют аппетит и способствуют хорошему сну.

    А тесто прекрасно подходит для лепки детям от 1 до 3-х лет.

    Три основных типа раннего развития

    Психологи разделяют развитие малышей от 0 до 3 лет на три основных типа:

    1. Преждевременное, когда новорожденного уже пытаются сразу учить сидеть или даже ходить. Всем понятно, что это абсурд. Так и психологически невозможно только рожденного кроху заставить выучить алфавит.
    2. Позднее, когда, например, в 10 лет пытаются из ребенка сделать мастера спорта по лыжному бегу, хотя он впервые на них встал.
    3. Своевременное — то есть самый подходящий тип, когда развитие того или иного навыка у ребенка происходит согласно его возрастных и психологических особенностей, т.е. когда малыш полностью готов к освоению «новых земель».

    Несмотря на то, что последний вариант самый правильный, не у каждого родителя получается в точности подобрать в нужное время подходящую методику своему малышу и потому в реальной практике психологов встречаются все типы детского развития. Так что это за «зверь» — раннее обучение, в чем его смысл, положительные результаты оно приносит или наоборот?

    Всем понятно, что это абсурд.

    Добавить комментарий