Как определить темперамент ребенка

Холерик и меланхолик. Как воспитывать детей двух самых сложных типов темперамента

Существует множество тестов на темперамент, но не все они применимы к детям, особенно маленьким. Как определить темперамент ребенка в 1 год, в 3 года, в 5 лет? Как вести себя с маленьким холериком или меланхоликом? Надо ли отдавать в детский сад и как заниматься подготовкой к школе? Рассказываем, как воспитывать детей первых двух типов темперамента.

— Не знаю, что делать с ребенком. Плачет днями напролет, каждый час просит грудь, с рук не спустишь, во сне ворочается, просыпается.

— Это ты его избаловала. Вот я как начала кормить по режиму, так и пошло. Раз в четыре часа проснется, поест и сразу спать. И ночью спит по 6–8 часов. А все потому, что воспитывать нужно начинать с пеленок.

— Ну и что хорошего, если все время спит? Вот моя доченька просыпается и гулить начинает, игрушки теребить. А если на руки взять, по дому поносить, так и засияет, как солнышко. И глазки такие живые, умненькие.

— А у моего уже характер прорезался. Если не покормишь вовремя — так заорет! Настоящий мужик.

Естественно, каждой маме приятно думать, что ее ребенок — самый лучший, а она — самая лучшая мама. Но в действительности все четверо мам и четверо детей одинаково хороши. Просто у малышей разные темпераменты.

Автором учения о четырех темпераментах был греческий врач Гиппократ, но нам оно лучше всего известно из работ Ивана Петровича Павлова. Современные психологи определяют темперамент так: «Стиль поведения, присущий ребенку и позволяющий охарактеризовать то, как он ведет себя или что ему свойственно как личности (способности, психические содержания), или объяснить, почему он действует так, а не иначе (мотивации). Темперамент позволяет охарактеризовать скорость и яркость психических реакций ребенка, особенности настроения и внимания независимо от конкретного содержания его переживаний».

У взрослого человека темперамент, как правило, «затушеван» воспитанием, но у младенца он обычно определяется без труда. Сразу хочу подчеркнуть — речь идет именно о врожденных особенностях работы нервной системы, которые можно учитывать, но нельзя изменить. Холерик не перевоспитывается в сангвиника, а меланхолик — во флегматика. Разумеется, с годами человек становится спокойнее, собраннее, терпеливее, но для этого действительно нужны годы. Воспитать в трехлетнем ребенке мудрость и выдержку тридцатилетнего и даже пятилетнего нереально. И слава богу.

Этот ребенок все время куда-то ползет или бежит, что-то на себя опрокидывает, куда-то лезет и т.

Ребенок – сангвиник

Выраженный сангвиник активный и ловкий в движениях. Ест немного, но часто и охотно. Правда, не любую предложенную пищу, а кусочек того, что понравилось. О детках-сангвиниках говорят, что они клюют, как птички.

Легко просыпается и встает утром. Редки проблемы и с засыпанием. Пока мама споет песенку или расскажет сказочку, ребенок уже уснет. Может успеть задать ряд вопросов, не особо интересуясь ответом.

Отличается непосредственностью в общении, легко идет на контакт. Такие дети часто задорно смеются, заражая веселостью других. Для игры обязательно ищет партнера – играть в одиночку для сангвиника немыслимо. Если некому составить малышу компанию, то он будет вести диалоги с игрушками, высказываясь и за себя, и за них.

Любит всевозможные качели. Причем получает тем большее удовольствие, чем выше и быстрее взлетает-движется аттракцион. Рано или поздно дошкольник сангвинического типа вскарабкается на каждое второе дерево в округе дома.

Слабая сторона сангвиника. По описанию складывается представление о чрезвычайной легкости характера такого ребенка. Но уязвимое место у них есть, и проявляется оно уже в дошкольном возрасте. Такие дети склонны проявлять поверхностность. Они могут схватить игрушку, тут же бросить и уже тянуться за другой. При просмотре книги перелистывают страницы одну за другой, не задерживая внимания на картинках. Вопросы из них сыплются, не дожидаясь ответа на предыдущий.

Кажется, что ребенок-холерик лишен этапа обдумывания своих действий и поступков.

Дети-меланхолики

Нервная деятельность таких деток протекает не спеша, торможение доминирует над реактивностью.

Для того, чтобы сменить вид деятельности, им нужен некоторый период времени. Они долго засыпают (ближе к полуночи) и не могут быстро встать с постели.

Такие малыши нуждаются в мягкости, в постоянной заботе и опеке.

Меланхолики не нуждаются во множестве друзей, им достаточного и одного. Если компаньона для игры не нашлось, ребёнок с удовольствием поиграет один. Они любят складывать пазлы, читать, разгадывать головоломки, рисовать.

Дети меланхолического типа имеют таланты в сфере творческой деятельности, любят музыку, пение. При необходимости они самостоятельно разберутся в интересуемой теме. Меланхолики высоконравственны и обязательны.

Если компаньона для игры не нашлось, ребёнок с удовольствием поиграет один.

Почему важно знать темперамент своего ребенка?

С рождения все люди очень разные, даже если это родные братья и сестры. При одних и тех же методах воспитания, практикуемых в семье, один малыш растет на радость, как солнышко, восхищая и удивляя, а другой постоянно огорчает, плачет, капризничает, утомляет. Такой контраст часто становится причиной тревог и непонимания родителей. А здесь еще друзья и родственники «проявляют участие»: «А что он у вас такой плаксивый?», «А может у него что-то болит?», «Разбаловали совсем! Что «маменькиного сынка/дочку» растите?» и так далее. Мамы и папы маленьких «агрессоров» сбиваются с ног, им все время кажется, что с их крохой что-то не то, штурмуют кабинеты невропатологов, пробуют разные народные «успокоительные» меры и средства, обращаются к целителям и знахарям, пробуют десятки программ по успокоению и развитию…

Все это напрасно и ребенок в 99% случаях здоров, просто к нему нужно искать ключик, который спрятан глубоко в хитросплетениях психологии. Матушка Природа наградила малыша при рождении определенными личностными свойствами, разобраться и подружиться с которыми поможет знание его темперамента.

Как часто, по мере взросления детей, расширяется пропасть между ними и родителями. Непонимание, усталость от общения, разочарование – это тот минимум, который ждет семьи, если вовремя не приложить усилия к познанию, принятию и грамотной корректировке врожденных особенностей поведения и развития своих деток. Зная темперамент своего ребенка, родители смогут полностью избежать или сократить до минимума риск возникновения конфликтных ситуаций в семье, стать настоящими друзьями своим детям, открыть им множество дорог и путей в жизни.

А здесь еще друзья и родственники проявляют участие А что он у вас такой плаксивый.

Консультация для родителей «Как определить темперамент ребёнка»

Татьяна Ахтемирова
Консультация для родителей «Как определить темперамент ребёнка»

Консультация для родителей:

Как определить темперамент ребёнка

Консультация для родителей:

Как определить темперамент ребёнка

Как следует учитывать темперамент в развитии и воспитании детей.

Игра и темперамент ребёнка

Темперамент — это сочетание индивидуальных психологических особенностей человека, которые характеризуют динамическую и эмоциональную стороны его поведения и деятельности. Большинство ученых сходится во мнении, что темперамент нельзя изменить, поскольку он является врожденной характеристикой человека. Темперамент проявляется в походке и жестах, от него зависят скорость движений человека, темп его речи, отзывчивость, общительность и т. д.

Каждый человек принадлежит к одному из четырех различных типов темперамента: холерик, сангвиник, флегматик или меланхолик. Однако в чистом виде эти типы встречаются крайне редко. Как правило, характер человека сочетает признаки, являющиеся типичными для каждого из четырех темпераментов.

При общении с ребенком очень важно учитывать его темперамент, поскольку он определяет поведение в коллективе, а также то, как малыш учится, играет, переживает и радуется.

Нужно понимать, что ваш темперамент не обязательно совпадает с темпераментом ребенка. Если не принимать во внимание эту разницу, в будущем можно столкнуться с большими проблемами. Вам будет гораздо проще понять своего ребенка, направить его, заинтересовать, развить его лучшие качества, если вы определите, к какому типу он относится.

Не стоит приписывать темпераменту неаккуратность, хамство, безответственность и прочие недостатки воспитания. Темперамент характеризует только врожденные особенности характера, такие как эмоциональность, чувствительность, активность, энергичность и т. д.

Ответьте сами себе на следующие вопросы и сделайте выводы.

1. Как ведет себя ребенок в ситуации, когда необходимо быстро действовать?

а) Легко включается в работу.

б) Активно действует.

в) Действует спокойно, без лишних слов.

г) Действует робко, неуверенно.

2. Как реагирует ребенок на замечания воспитателя?

а) Говорит, что больше так делать не будет, но через некоторое время делает, то же самое.

б) Не слушает и поступает по-своему, бурно реагирует на замечания.

в) Выслушивает молча.

г) Молчит, обижен, переживает.

3. Как разговаривает ребенок с другими детьми в значимых для него ситуациях?

а) Быстро, активно, но прислушивается к высказываниям других.

б) Быстро, со страстью, других не слушает.

в) Медленно, спокойно, но уверенно.

г) С большой неуверенностью.

4. Как ведет себя в непривычной обстановке (например, в кабинете врача, заведующего и др. ?

а) Легко ориентируется, проявляет активность.

б) Активен, проявляет повышенную возбудимость.

в) Спокоен, рассматривает окружающие его предметы.

г) Робок, растерян.

Ключ. Если преобладают ответы «а», вы имеете дело

с сангвиническим типом;

«б» — с холерическим;

«в» — с флегматическим;

«г» — с меланхолическим типом темперамента.

Если ваш ребёнок – холерик

Ребенок-холерик — это ужасный непоседа и спорщик. Он очень подвижен, не переносит долгого ожидания, подвержен резким переменам настроения. Ребенок с таким складом характера всегда знает, чего он хочет. Он настойчив, решителен, бесстрашен. Любит риск и приключения. Холерик способен самостоятельно делать выбор и решать свои проблемы, но с трудом идет на компромисс. Спит такой малыш мало и по утрам не дает родителям досмотреть последние сны, так как просыпается рано. Любит кушать. Особенно его увлекает процесс пережевывания. Но аппетит сильно зависит от настроения. В обращении с ребенком-холериком необходимо много терпения и спокойствия.

Главное — направить безудержный поток энергии в правильное русло. Таким детям особенно рекомендуется заниматься подвижными видами спорта (соревновательные игры, спортивные упражнения, плавание, прыжки на батуте, ритмические танцы). Это позволит малышу реализовать свое стремление во всем быть лидером. Тренировки научат контролировать движения и рассчитывать силы. Холерику необходимо много жизненного пространства. Чаще бывайте с ним на природе, ходите в походы. Для укрепления тормозных процессов занимайтесь с ним конструированием, рисованием, ручным трудом или рукоделием. Помните, что вам придется постоянно следить за тем, чтобы малыш проверял результаты своей работы и доделывал ее до конца. Поощряйте любое проявление старательности и терпения.С ребенком-холериком очень просто общаться: он знает чего хочет, и может сам удовлетворить свои потребности.

Читайте также:  Рецепты блюд для больных лейкозом

Есть только одна проблема — малыш пока еще не понимает, что хорошо, а что плохо. Поэтому он нуждается в наличии наглядного примера поведения с самых ранних лет жизни. Всегда помогайте ребенку в его экспериментах, чтобы правильно направить его действия. Жесткий контроль и ограничение активности нервируют малыша и, как правило, приводят к потере контакта с ним.

Если ваш ребёнок – сангвиник

Ребенок-сангвиник — энергичный, жизнерадостный, сильный и шустрый. Он может ни с того ни с сего расплакаться, но так же быстро успокоится. Мгновенно переключается с одного занятия на другое. Обычно такой ребенок пребывает в хорошем настроении, любознателен, активен, умеет контролировать свои эмоции. Он очень приятен в общении, любит выдумывать и фантазировать. Засыпает и просыпается легко и быстро, встает рано. Даже когда ребенок был совсем маленьким, он мало спал, наблюдая широко раскрытыми глазками за всем, что происходило вокруг. Сангвиники обычно миролюбивы. Они не помнят зла; добры, нежны и нежадны. Эти дети испытывают огромную потребность в движении.

Ваша задача — направить кипучую энергию малыша в созидательное русло, ставя перед ним конкретные цели. Игры и повседневная жизнь ребенка-сангвиника должны быть подвижными. Такие дети, занимаясь спортом, не будут стремиться к победам. Им интересен сам процесс. Подпитывайте любознательность своего малыша. Помогайте ему научиться не просто получать удовольствие от того занятия, на которое он тратит энергию, но и стремиться при этом к достижению определенной цели. Дети-сангвиники часто не доводят до конца начатое дело, если оно им надоедает. Неинтересная, монотонная работа наводит на них скуку, и они стараются поскорее избавиться от нее. Однако не стоит поддерживать сангвиника в его стремлении к частой смене деятельности. Конструкторы, пазлы, рукоделие, моделирование и другие игры, которые требуют внимания и сосредоточения, помогут развить собранность и аккуратность. Удерживать внимание на конкретном виде деятельности такой ребенок может научиться с помощью взрослого, отдающего ему много времени в совместных занятиях. Очень важно поощрять усидчивость, старательность и целеустремленность таких детей и постепенно повышать планку требований, добиваясь закрепления достигнутых результатов.

Если ваш ребёнок – флегматик

Ребенок-флегматик — медлительный, рассудительный, усидчивый и внешне спокойный. Играет в основном с несколькими любимыми игрушками. Плохо переносит суету и шум. Очень любит покушать и поспать.Во всем старается соблюдать порядок: пьет только из своей чашки, ест своей ложкой, и бывает очень недоволен, если кто-то или что-то нарушает привычный распорядок дня. Разговаривает медленно. Не любит игры, где нужно проявлять сноровку, быстроту, смекалку. Отдает предпочтение уже знакомым и нешумным развлечениям. Не стремится к лидерству, не любит самостоятельно принимать решения. Редко обижается и по натуре очень сговорчив. Обычно такие дети знают много стихов и песен, но не любят новое и с гораздо большим удовольствием вспоминают уже знакомое. Ребенок-флегматик заставляет родителей неделю читать одну и ту же сказку на ночь, не позволяя изменить в ней ни одного слова.

В играх не предоставляйте ребенка самому себе, стимулируйте действия с его стороны, старайтесь заинтересовать. Делитесь с малышом занимательными историями об окружающем мире, развивайте творческое мышление рисованием, лепкой, музыкой, шахматами. Для занятий спортом подойдут те виды, которые не требуют быстрой реакции. Закаляйте ребенка.

Не бойтесь доверять малышу, он достаточно ответственен и основателен, чтобы выполнить порученное дело. Наберитесь терпения и не спешите сделать все за него, иначе он вообще перестанет что-либо делать сам. Старайтесь, чтобы больше говорил ребенок, а не вы, помогите ему сформировать свое мнение и защищать его. Чем больше внимания вы будете ему уделять, тем живее он станет реагировать. Вскоре вы удивитесь его интеллектуальной восприимчивости, увидите, как хорошо он воспринимает все, что вы ему говорите или показываете.

Если ваш ребёнок – меланхолик

Ребенок-меланхолик очень чувствителен и восприимчив: активно реагирует на всё, что происходит, и улавливает малейшие изменения интонации или выражения лица. Как правило, настороженно относится ко всему новому; склонен к частым обидам. Меланхолик любит тепло, боится спорта, с трудом переключается на другой вид деятельности. Обычно кушает мало, очень разборчив в еде, отдает предпочтение легкой пище. Засыпает поздно, перед сном любит помечтать и пофантазировать, лежа в кровати. Утром тяжело просыпается, бывает хмурым. Дети такого типа говорят негромко, редко спорят. Они быстро устают. Боятся трудностей, не любят решать проблемы. Такие дети обычно с опаской относятся к чужим людям и сверстникам, но с теми, кого любят, открыты и доверчивы. Малыш с таким складом характера обычно выбирает одного человека, с которым он полностью откровенен и готов поделиться своими переживаниями. Ребенок нуждается в том, чтобы родители разделяли его эмоции. Их поддержка делает его уверенней в себе. Ребенок-меланхолик очень любопытен — ему просто необходимо знать, как всё устроено. Он любит уединение. Не является сторонником грубых игр. В процессе игры такой малыш часто бывает задумчивым и грустным. Расстроившись, долго плачет. Часто ребятишки с меланхоличным характером кажутся не по годам рассудительными и ведут себя как «маленькие взрослые».

Родителям необходимо помнить, что в общении с таким малышом неприемлема грубость, поскольку ребенок склонен к сильным обидам, о которых будет очень долго помнить. Меланхолик неохотно принимает участие в коллективных играх, но, сумев преодолеть себя, с удовольствием веселится вместе со всеми. Помогайте ему включиться в игру, научите знакомиться с другими малышами. Поручайте ребенку дела, с которыми он справится без особого труда, но результат которых сможет оценить как можно больше окружающих. Это поможет ему почувствовать себя увереннее в решении более сложных задач.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка дружить?» Когда живётся дружно, что может быть лучше! Вопросы нравственного воспитания дошкольников с наибольшей остротой встают в наши дни. Надо.

Консультация для родителей «Как определить темперамент ребенка» Ребенок рождается с унаследованным темпераментом. Выяснив, какой темперамент у Вашего ребенка, Вы сможете общаться с ним без конфликтов.

Консультация для родителей «Как отучить ребёнка от соски» Малыш приходит в этот мир, ничего не зная о нём. Он переживает сильнейший стресс во время родов, а его жизнь кардинально меняется после.

Консультация для педагогов «Как определить темперамент ребенка в процессе педагогической деятельности» Полноценное развитие ребенка в период дошкольного детства возможно при соблюдении одного из важнейших психолого – педагогических принципов.

Консультация для родителей «Будим ребёнка правильно: как разбудить ребёнка, чтобы он не устраивал капризы» Знакомое всем родителям действо разыгрывается каждое утро практически в каждом доме, где есть маленькие дети – утреннее пробуждение. Порой.

Консультация для родителей «Как одевать ребёнка зимой» Консультация для родителей «Одежда ребенка зимой» Зимняя погода переменчива по температуре, поэтому тщательно готовьтесь к походу в детский.

Консультация для родителей «Как одевать ребёнка зимой?» Консультация для родителей «Как одевать ребёнка зимой?».В холодную погоду есть большой риск переохлаждения, поэтому нужно создать под одеждой.

Консультация для родителей «Как подготовить ребёнка к школе» Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед.

Консультация для родителей «Как подготовить ребёнка ко сну» «Как подготовить ребёнка ко сну» Сколько часов необходимо для сна ребенку дошкольного возраста? Однозначного ответа нет, все зависит от.

Консультация для родителей «Как сохранить зрение ребёнка» Как сохранить зрение ребенка? ___ Правило 1. Старайтесь, чтобы малыш больше двигался, бегал, прыгал.

Консультация для родителей Как сохранить зрение ребёнка Как сохранить зрение ребенка.

Тип темперамента холерик

Если малыш быстро принимает решения, очень подвижен, не может долго ждать и его эмоции меняются слишком быстро перед вами холерик. Ребенок-холерик не идет на компромисс, может поссорить со всей группой в детском саду или учениками в классе, увлекается новым хобби и не доводит начатое до конца.

Ребенок холерического типа вспыльчив, агрессивен, неуравновешен, несдержан, резок, обидчив, в общении прямолинеен. Его реакции сильны и быстры. Легко берется за работу. Работает на подъеме сил, но недолго, через определенное время происходит затухание и спад деятельности. Монотонную работу выполняет с трудом. Холерики способны быстро принимать решения и действовать. В критической ситуации проявляют напор и решимость.

Не нужно ставить в пример холерику одноклассника, это лишь разозлит его.

Что это такое?

Общее понятие темперамента означает основные особенности и свойства психики индивидуума. Такие отличительные черты личности одинаково проявляются в различных действиях ребенка и не зависят от целей и мотивов. Зачастую подобные реакции сохраняются до конца жизни, а их совокупность позволяет классифицировать огромное множество таких особенностей на несколько основных типов. Определение этого типа зависит от конкретных свойств психики каждого конкретного человека.

Активность – это свойство психики, которое отвечает за скорость принятия решений и интенсивность внедрения их в свою жизнь. Чем быстрее ребенок реагирует на раздражители, тем настойчивее и сосредоточеннее он добивается результатов и преодолевает препятствия. Это свойство часто называют энергией, или энергетикой человека. Считается, что люди с более сильной энергетикой достигают большего в жизни и в целом более счастливы, хотя научно это не доказано.

Сензитивность – это свойство психики напрямую связано с активностью и определяет минимальную величину воздействия, которая необходима для возникновения в психике человека какой-либо ответной реакции. Эмоциональная возбудимость – свойство, похожее на сензитивность, но в отличие от нее показывает, какова будет сила ответной реакции на минимальное внешнее воздействие. От эмоциональной возбудимости зависит агрессия и вспыльчивость как ребенка, так и взрослого человека. С другой стороны, она же отвечает и за радостное возбуждение, яркие переживания эмоциональной близости и чувства счастья.

Реактивность отвечает за интенсивность непроизвольных реакций человеческой психики. Такие реакции возникают как от громкого и резкого голоса родителя, так и от обидного замечания. Темп реакций отвечает за скорость протекания реакций, уже возникших как ответное действие в психике. Чем он выше, тем быстрее ребенок приходит в спокойное расположение духа после радостных или печальных событий. Младенец, имеющий высокий темп реакций, быстрее успокоится при плаче, однако и быстрее заплачет вновь. Кроме того, это свойство влияет на скорость мыслей, речи и жестов.

Читайте также:  Строение и функции первого шейного позвонка

Соотношение между активностью и реактивностью – показатель того, какие факторы в большей степени влияют на ребенка, от чего более зависимы его действия: от его целей и стремлений или настроения и обстановки. Первым важнее добиться и победить, а вторым – получить удовольствие от процесса. Пластичность позволяет быстрее реагировать на изменение окружающей ситуации и активнее приспосабливаться к изменившимся условиям. Ригидность означает более инертное поведение, ригидный ребенок не хочет меняться, он упрям и настойчив, любые перемены его нервируют и пугают.

Экстраверсия и интроверсия. Последнее свойство определяет, от каких впечатлений зависят положительные и отрицательные реакции психики ребенка: от внешних или внутренних. Экстраверты предпочитают широкий круг знакомых, новые впечатления и умения. Интроверты предпочитают мечты и мысли о прошлом и будущем в одиночестве или в соседстве с книгами. Все эти свойства в одинаковой мере влияют на характер любого человека и в итоге определяют его темперамент. При этом не существует плохих или хороших свойств, все они лишь инструмент человека, позволяющий нервной системе выполнять управление и контроль над всей жизнедеятельностью человека и обеспечивать его максимально комфортное и безопасное существование.

Темп реакций отвечает за скорость протекания реакций, уже возникших как ответное действие в психике.

Ребёнок-флегматик: ищем подход

Ребёнок-флегматик имеет уравновешенный и рассудительный характер. Он медлителен и усидчив, отличается спокойствием и хладнокровностью. При всей внешней неактивности имеет упорный характер в деле достижения цели и доведении до конца любого начатого дела.

Малыш обычно неразговорчивый и скрытный, но при этом вовсе не злопамятный. Последовательность и ответственность прослеживается во всем, что делает флегматик.

Говорят дети-флегматики спокойно и размеренно, их нетрудно понять. Не прибегают к бурной и выраженной жестикуляции и мимике. При всей сдержанности флегматичные дети могут наладить контакты с незнакомыми людьми и вполне успешно с ними общаться.

Дети послушны и всегда соблюдают распорядок, выполняют поручения взрослых, и сами несут ответственность за сделанное.

Дошкольники без труда соблюдают распорядок: просыпаются, играют, занимаются, кушают и идут ко сну в привычное время. Так как медлительность – главная черта флегматика, все же старайтесь контролировать время, которое отводите ему на конкретные дела.

Как воспитывать ребёнка-флегматика?

  1. Будьте терпеливы и учите малыша одеваться, обуваться, складывать вещи, собирать игрушки, кушать, не затягивая время.
  2. Разговаривайте с малышом всегда спокойно , не повышайте тон.
  3. Старайтесь не торопить ребёнка без лишней необходимости . Лучше встать пораньше и начать сборы, чем подгонять.
  4. Стимулируйте общение с активными и позитивными сверстниками, но будьте внимательны, следите за психологическим состоянием ребёнка.
  5. Поощряйте ситуации, в которых требуется собранность, хвалите малыша за то, что он что-то сделал быстрее, чем обычно.

Лучше встать пораньше и начать сборы, чем подгонять.

Ваш малыш сангвиник

Большой минус общительных и открытых сангвиников в том, что им не хватает упорства. Они никогда не доделывают дело до конца. Это может в будущем сыграть с ними злую шутку. Родители должны бросить все силы на воспитание подобных черт у своего ребенка. Для этого обязательны ежедневные занятия с малышом.

Ребенок сангвиник никогда не будет играть в настольную игру один. В этом случае должны позаботиться взрослые о воспитании усидчивости. Для этого введите за правило каждый день перед сном всей семьей собирать пазл или читать книгу.

Долгое время вам придется делать это вместе, но позже малыш наконец-то сможет посидеть и один. Для этого придется постепенно увеличивать время, которое ребенок сможет провести в одиночестве.

Долгое время вам придется делать это вместе, но позже малыш наконец-то сможет посидеть и один.

Типы темперамента

На основе вышеназванных результатов исследований были выявлены четыре типа темперамента: меланхолический, холерический, сангвинический, флегматический.

Обладатели первого типа темперамента отличаются скромностью, робостью. Им свойственны тревоги и страхи.

Люди с холерическим типом темперамента характеризуются эмоциональной неуравновешенностью, возбудимостью, вспыльчивостью. Они склонны совершать необузданные действия и произносить необдуманные высказывания. Беззастенчивы, легко вступают в конфликты.

Люди, имеющие сангвинический тип темперамента, характеризуются прежде всего общительностью и способностью быстро адаптироваться к новым условиям. Они легко вступают в контакт даже с незнакомыми людьми. Также обычно такие люди хорошо осведомлены о разных сферах человеческой жизнедеятельности. Для них категорически неприемлемы рутинные занятия.

Обладатели флегматического типа темперамента известны спокойствием. Вследствие этого они легко переносят однообразные условия и занятия в течение продолжительного времени. Кроме того, они проще других переживают различные невзгоды и проблемы.

Если ребенок создает много шума в процессе игры, характеризуется непоседливостью, быстро усваивает новую информацию и настолько же быстро ее забывает, часто проявляет характер в истерической манере, испытывает трудности с засыпанием, его речь быстра и повышенно громкая, это явно человек с холерическим типом темперамента.

Кто ваш ребёнок по темпераменту? Тест

Этот тест поможет вам вычислить темперамент малыша в возрасте от трёх до пяти лет. Правда, стоит учесть, что в пубертатном периоде примерно у 30% детей темперамент меняется и впоследствии остаётся таким уже на всю жизнь.

Выберите из всего перечисленного самое любимое занятие вашего ребенка:

а) гулять (куда, с кем и сколько угодно) – 0 баллов;
б) рисовать – 10 баллов;
в) играть с игрушками (домиками, машинками, зверушками и человечками) – 5 баллов;
г) играть с гаджетами (планшетом, телефоном, компьютером) – 7 баллов;
д) лепить или мастерить – 6 баллов;
е) смотреть книжки и/или мультики – 2 балла;
ж) другое – 3 балла.

Как реагирует малыш на запреты?

а) протестует активно (вопли, истерика) – 0 баллов;
б) пытается незаметно обойти запрет и сделать по-своему – 4 балла;
в) не обращает внимания – 7 баллов;
г) капризничает и требует чего-либо взамен запрещённого – 2 балла;
д) жалуется другим взрослым (папе – на маму или бабушкам с дедушками – на родителей, и наоборот) – 8 баллов;
е) выглядит растерянным и подавленным – 10 баллов;
ж) отстраняется и как бы перестаёт хотеть – 3 балла.

Реакция малыша, когда у него что-то не получается?

а) раздражение, злость – 0 баллов;
б) упорство в преодолении трудностей – 1 балл;
в) слёзы, капризы – 8 баллов;
г) равнодушие, быстрое переключение на знакомые задачи – 4 балла;
д) апатия, подавленность – 10 баллов;
е) стыд, разочарование в себе и выбранном занятии – 3 балла;
ж) настойчивое ожидание помощи от вас – 5 баллов.

Возьмите первые попавшиеся 10 фотографий вашего ребёнка. Какое выражение чаще всего заметно на его лице?

а) заинтересованность, внимание – 3 балла;
б) радость – 4 балла;
в) задумчивость, серьёзность – 7 баллов;
г) насупленные бровки, капризность – 10 баллов;
д) отрешённость, мечтательность – 8 баллов;
е) хитрость, лукавство – 5 баллов;
ж) не могу отыскать и пары фоток с одинаковым выражением – 0 баллов.

Как проявляет себя ребёнок во время знакомства с новыми взрослыми?

а) контактирует только с теми, кто понравился – 3 балла;
б) сразу демонстрирует все свои знания и умения, предлагает поиграть – 1 балл;
в) с первого раза отлично запоминает имена и чувствует взаимоотношения между людьми – 7 баллов;
г) равнодушен к взрослым, интересуется только детьми – 5 баллов;
д) стеснителен, порой из него слова не вытянешь – 10 баллов;
е) коммуникабелен, вежлив, как будто маленький взрослый – 6 баллов;
ж) не было и двух похожих проявлений, никогда не знаешь, что он выкинет – 0 баллов.

А как бы вы сами охарактеризовали в двух словах своего ребёнка? Он какой?

а) активный, иногда агрессивный – 0 баллов;
б) любознательный, иногда жадный – 5 баллов;
в) общительный, иногда хитрый – 4 балла;
г) робкий, иногда скрытный – 10 баллов;
д) упрямый, иногда вредный – 3 балла;
е) капризный, иногда своенравный – 2 балла;
ж) просто ребёнок – 8 баллов.

Суммируйте баллы и ознакомьтесь с выводами.

От 0 до 12 набранных баллов свидетельствует о том, что ваш малыш – классический холерик. Ему свойственна повышенная возбудимость нервной системы, поэтому его всегда легче расшевелить, нежели угомонить.

От 13 до 19 – смешанный тип, недавно выделенный специалистами как холерик-меланхолик. Если классический холерик склонен к позитивному восприятию мира и активной жизненной позиции, то этот при всей своей гипервозбудимости ещё и обладает способностью тяжело переживать неудачи и негативные стороны жизни.

От 20 до 32 – вам повезло: ваш малыш – любознательный, трудолюбивый позитивный сангвиник. Считается самым лёгким и комфортным для родителей и учителей темпераментом.

От 33 до 41 – психологически стабильный, устойчивый, но несколько медлительный, рассудительный флегматик.

От 42 до 48 – также недавно выделенный специалистами тип – флегматик-меланхолик, его психологическая уравновешенность и стабильность достаточно часто нарушаются склонностью к излишней рефлексии.

От 49 до 60 – маленький капризуля, похожий на вечно печального Пьеро. Конечно же, это меланхолик. Его психоэмоциональная сфера устроена настолько тонко, что из равновесия выбивает любой пустяк. Зато самой природой он предназначен для изящных искусств.

Первый читатель: певица Ирсон Кудикова

– У меня трое детей и все они разные. О холерике по собственному опыту могу сказать, что он очень активный, эмоциональный, с часто меняющимся настроением. Ребёнок энергичный, но может быстро устать или потерять интерес к тому, что ещё 5 минут назад его увлекло.

Выберите из всего перечисленного самое любимое занятие вашего ребенка.

Зачем нужно знать темперамент своего ребенка?

Помните анекдот?

– Чем отличается холерик от флегматика?

– Флегматик думает, что 2*2=5 и спокоен, а холерик уверен, что 2*2=4, но нервничает.

Наверное, нет ни одного родителя, который бы не слышал про темперамент.

А вот как применить эти знания на практике и помочь детям учиться лучше, учитывая тип темперамента ребенка?

Такие разные темпераменты

Темперамент – врожденное неизменное свойство нервной системы. От него зависит поведение ребенка, его работоспособность, выносливость, то, как он отреагирует на ситуацию.

“Чистые” типы встречаются редко, в основном говорят, о сочетании близких темпераментов. Какой тип темперамента преобладает у Вашего ребенка?

Холерик

Дети-холерики энергичные, шумные, активные. Их речь громкая, быстрая. Движения резкие, энергичные. Настроение холериков быстро меняется. Таких ребят легко заметить в компании сверстников. Они будут стремиться руководить, командовать, устанавливать правила и страстно отстаивать их. Бурно реагируют на критику криком, гневом.

Читайте также:  Несопин Nesopin инструкция по применению

Сангвиник

Дети активные, жизнерадостные, веселые. Двигаются резво, активно. Темп речи быстрый, бодрый. Настроение меняется часто, одни игры или занятия часто сменяются другими.

Эмоции также меняются быстро: в течении короткого времени легко может перейти от слез к смеху. Характер у сангвиников, как правило, легкий. Они общительные, открытые, поэтому друзей у них много. Быстро схватывают новое, многим интересуются, имеют большой кругозор и массу увлечений.

Флегматик

Дети медленные, неспешные. Эмоциональное настроение у них всегда ровное. Не сразу идут на контакт, сначала присматриваются к людям. Обычно друзей у них немного. Говорят ровно, неторопливо. Спокойно относятся к критике, всегда имеют свое мнение. Если что-то решили – так и сделают. Могут долго заниматься делом, требующим сосредоточенности. Увлечения не поверхностны, если их что-то интересует – в этой теме будут разбираться досконально. Охотно выполняют порученные задания. Готовы подчиняться.

Меланхолик

Маленькие меланхолики кажутся робкими, тихими, пугливыми детьми. Они часто находятся в задумчивом, грустном настроении. Их голос почти неслышен, движения угловатые, робкие. К новым знакомствам относятся настороженно, нужно достаточно времени, чтобы ребенок адаптировался в новом коллективе, подружился с кем-то. Но при этом это очень нежные, ранимые, чувствительные, преданные дети. Они готовы подчиняться.

Особенности обучения учащихся с разным типом темперамента

Холерики

Слабые стороны: на занятиях дети могут быть невнимательными, не всегда способны контролировать свои эмоции, легко отвлекаются. Про них говорят: “В одно ухо влетело, в другое вылетело”. Не выносят монотонной работы, однообразных неинтересных заданий. Могут выкрикивать, перебивать, ответить, первое, что вспомнят, так как не успевают справиться с сиюминутными чувствами и сдержать себя.

Сильные стороны детей-холериков: энергичные, волевые, самостоятельные, активные. Несмотря на то, что не могут долго заниматься какой-то деятельностью, если дело их интересует, увлекает, способны активно и целеустремленно включаться в него.

Сангвиники

Слабые стороны: легко отвлекаются, без контроля поверхностно вникают в суть задания, могут не довести начатое до конца.

Сильные стороны: легко переживают неудачи и критику. Обычно учеба дается им легко, они все схватывает “на лету”, способны выдерживать интеллектуальные нагрузки, работоспособны.

Флегматики

Слабые стороны: флегматикам трудно “раскачаться”, начать новое занятие и тяжело выйти из него, могут “зависать” на каком-то деле или увлечении. Когда они учатся чему-то новому, инструкцию следует повторять несколько раз, пока они не поймут, не доберутся до сути.

Сильные стороны: устойчиво и упорно идут к цели, способны долго концентрироваться на работе, доводить ее до конца. Если флегматик что-то понял, усвоил – это “железно”, информация будет храниться бесконечно долго. Аккуратны, пунктуальны. Интересы устойчивы, могут очень долго увлекаться каким-нибудь делом.

Меланхолики

Слабые стороны: на занятиях неактивны, боятся ошибки и критики, медленно включаются в работу, требуют похвалы, подбадривания. Быстро устают от нагрузок, частой смены деятельности и коллектива.

Сильные стороны: ответственны, исполнительны, легко справляются с монотонной работой, аккуратны. Чуткие и искренние, прекрасные исполнители.

Как мотивировать ребенка на учебу, учитывая его темперамент?

Придя в школу, ребенок оказывается в коллективе 20–30 сверстников. И каждый ребенок со своими индивидуальными особенностями. Конечно, учитель на уроке задействует разные каналы восприятия детей, меняет деятельность, чтобы удерживать внимание детей, предлагает разный уровень сложности заданий. Однако дети не могут работать в одном темпе со всей группой – у каждого свой уровень выносливости, утомляемости, активности и работоспособности. Это определяет тип темперамента ребенка. И зачастую учитель просто не может эти особенности учитывать.

Но этому могут помочь родители. Если правильно организуют режим дня ребенка, распределят физическую и учебную нагрузку, настроят ребенка на успех.

Как помочь холерику

  • Активность холерику крайне необходима. Его энергию нужно направлять на полезные цели – учебу, секции, помощь родителям. Таким образом, распределяя деятельность, в учебе холерик будет более сдержан и внимателен.
  • Лучше не заставлять холерика делать уроки, а увлечь его процессом или результатом.
  • Монотонная работа дается ему с трудом, поэтому выполнять ее можно поэтапно.
  • Там, где можно позволить холерику не сидеть за столом – позвольте. Стихотворение можно учить по дороге на секцию, пересказывать – сидя на ковре или занимаясь на турнике.
  • Создавайте для него ситуацию успеха. Лидер по природе не терпит жесткой критики, постоянных неудач и провалов. Хорошо будут работать выполнение заданий на скорость, результат. Признавайте его успехи и хвалите. Главное – адекватно оценивать его возможности.

Мотивируем сангвиника

  • Прежде всего нужно организовать его рабочее место. Ничто лишнее не должно отвлекать или привлекать внимание.
  • Быть рядом, напоминать, направлять сангвиника, так как эти дети склонны побыстрее сделать задание, не уделяя внимание качеству.
  • Чередовать учебу с другой деятельностью, тогда активность его будет дольше.
  • Выполнять монотонную работу сангвинику скучно, поэтому нужно ее разнообразить, превратить в игру, дать волю фантазии. Например, не просто списывать текст, а делать расшифровку для пришельцев, которые могут читать только прописные буквы.

Повышаем мотивацию флегматика

  • Для флегматика крайне важны порядок, последовательность, предсказуемость. Например, можно ввести ритуал начала и окончания выполнения уроков. Пальчиковая гимнастика, любимая мелодия, стакан воды перед уроками – якорь, который поможет начать или закончить задание.
  • Ребенку нужно несколько раз повторить, что от него требуется. Можно подготовить чек-листы, планеры, таблицы, чтобы ребенок и слышал, и видел, и заполнял их – это поможет ему включиться в работу.
  • Крайне важен режим дня, питания, сна. Для флегматика события должны быть предсказуемыми. Любой сбой в программе растрачивает их силы, демотивирует.

Помогаем меланхолику

  • Соблюдение режима дня, чередование работы и отдыха – жизненно необходимо для меланхолика. Излишнего напряжения его нервная система просто не выдержит.
  • Желательно быть рядом с ребенком, подбадривать, хвалить его.
  • Задания на скорость, соревнования – не для таких детей. Работать в неторопливом темпе, качественно выполнять задание – гораздо комфортнее для меланхолика.
  • Монотонная работа их не пугает. Будут выполнять ее с удовольствием и старательно.

Буклеты школьного психолога для родителей

Нервная система детей созревает и развивается постепенно. Взрослые могут контролировать себя, распределять нагрузку, ускоряться, замедляться, адети нет.

Зная тип темперамента ребенка, возможно эффективно взаимодействовать с ним во всех сферах жизни: в быту, учебе, отдыхе. Можно предвидеть и предупреждать его поведение, поступки, реакции, эмоциональные состояния. Выбирать правильные стратегии в воспитании, помочь организовать учебный процесс. А также учить видеть, осознавать, справляться со своими слабыми сторонами и опираться на сильные.

Статья предназначена только для частного ознакомления. Копирование и публикация ТЕКСТОВ, БУКЛЕТОВ в других источниках без моего письменного согласия ЗАПРЕЩЕНЫ.

Дети-холерики энергичные, шумные, активные.

Сангвиник

  • Всегда в хорошем настроении, сам предлагает свою помощь взрослым и ровесникам.
  • Покладистый, с таким малышом легко договориться. Ребёнок сангвиник любит быть в центре внимания, хочет нравиться всем. Такие дети — душа любой компании. Малыши легко находят общий язык в любом коллективе.
  • Легко запоминает учебный материал. Очень любознательный.
  • Часто пытается делать сразу несколько дел. Легко переключается с одного дела на другое. Малышу не важен результат, интересен сам процесс.
  • Очень импульсивный. При разговоре активно использует мимику и жестикуляцию. Громко радуется свои победам, быстро забывает про неудачи, которые его не сильно и расстраивают.

Неумение, нежелание доводить начатое дело до конца — большой минус у малышей сангвиников. Желание всем понравиться может привести к тому, что ребенок не научится говорить слово «нет», а это может вызвать большие проблемы уже во взрослой жизни.

Любое слово может обидеть такого кроху.

Темперамент дошкольника. Как определить?

Различают четыре вида темперамента: холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик. Мы не только дадим характеристику каждому виду темперамента, но дадим подсказки и советы для родителей по развитию детей разного типа темперамента.

Зачем нужно определять темперамент?

Если мы хотим правильно развивать (особенно развивать мышление и мыслительные процессы) и воспитывать своёго ребёнка мы должны знать тип его темперамента. Так сангвиник и флегматик требуют совершенно разного к себе подхода. Каждый темперамент имеет свои сильные и слабые стороны. Одни дети действуют активно и импульсивно, а другие выглядят более пассивными только потому, что с детства склонны сначала подумать, а потом уже переходить к действиям.

Темперамент обусловливает индивидуальные различия в интенсивности эмоций, двигательной

Считается, что переделать темперамент невозможно. Однако очень редки люди, относящиеся на 100 % к какому-то одному типу темперамента. Как правило, наш темперамент представляет собой смесь из характеристик двух темпераментов, а то и из трех.

В течение жизни баланс составляющих нашего темперамента может изменяться как бы сам собой, под влиянием жизненных событий, проб и ошибок. Поскольку от темперамента зависят сила и скорость наших реакций на события жизни, степень эмоциональной и нервной возбудимости, то очень хорошо, если мы уже в раннем детстве сумеем распознать темперамент нашего ребенка, и поможем малышу «приручить» его.

Уже в четыре года ваш малыш – флегматик может с удовольствием играть в шахматы и читать свои первые книжки.

Флегматик

Это спокойный и неторопливый малыш. Он основательно продумывает свои действия, проявляет упорство в достижении цели. Ему трудно быстро ориентироваться в ситуации, он не любит перемен, предпочитает стабильность, надолго запоминает усвоенные знания, навыки. Его настроение устойчиво, он редко выходит из себя, с удовольствием общается с окружающими его взрослыми и сверстниками.

Воспитание может сформировать у ребенка-флегматика такие качества как усидчивость, настойчивость. Ему подойдут занятия, требующие кропотливости и терпения. Если у ребенка хороший музыкальный слух, можно предложить ему занятия музыкой. Если он имеет интерес к рисованию, лепке, аппликации — займитесь с ним художественным творчеством.

Такому ребенку может не понравиться деятельность, требующая скорости, мгновенной реакции, быстрой адаптации. Поэтому из всех видов спортивных занятий выбирайте спокойные. Это плавание, бальные и спортивные танцы. Там навык формируется путем многократного повторения и индивидуальной работы с тренером.

Командные игры — футбол, гандбол, баскетбол, контактные виды спорта — бокс, фехтование не принесут флегматику удовлетворения, поскольку они требуют быстроты реакции, умения понимать партнера и соперника и мгновенно принимать решение.

Страстная, склонная к риску натура будет чувствовать себя в своей тарелке на футбольном поле, волейбольной или баскетбольной площадке, на велосипедной дорожке.

Добавить комментарий