Какими методами преодолеть подростковую агрессию

Полезно ли умение договариваться подростку?

Ребенок, который действительно может разрешить конфликт с помощью логики и аргументов, а не кулаков, заслужит уважение сверстников. Хулигана, который решает все вопросы кулаками, могут бояться, перед ним могут заискивать, но об уважении речи не будет. Повторюсь, в этом возрасте качество и успешность общения со сверстниками влияет на самооценку. Если ваш ребенок а) интересен, б) грамотно (а не заумно!) говорит в) может решить любой вопрос, то к нему со временем станут обращаться за советом. Подобный авторитет скажется положительно и на самооценке, и на позиционировании. Не обязательно быть самым красивым или быстрее всех бегать, умение решать спорную ситуацию — это умение, которое куда более редко, а потому ценно.

В европейских школах, знаменитых колледжах и университетах туманного Лондона, про которые мы наслышаны, нет ОБЖ.

Почему подростки агрессивны — Причины и мирные способы борьбы

Почему подростки бывают агрессивны, по отношению к своим близким людям и не только к ним. Возможно, это некий протест против общеизвестных правил и порядков, установленных в нашем обществе. А, может, это способ заявить о себе, как о личности самодостаточной и неординарной. Вопросов много, а есть ли на них ответы?

Давайте разберёмся, что думают по этому поводу психологи и педагоги. В чём они видят причины подростковой агрессии.

Оглавление:

Как можно понять, что ребенок уже взрослый? Размер одежды и обуви приближается или уже такой же, как у папы и мамы. Вещи и обувь покупаются в соответствии с модными тенденциями (гаджеты, кстати, тоже), доверительные беседы между сыном или дочкой и родителями очень часто сменяются недосказанностью, взаимными упреками и ссорами. Тайны прочно поселяются в детской комнате, куда вход взрослым только по разрешению.

Запомните, что все, что происходит дома, будет однозначно принято детьми как основная и единственно правильная модель поведения во взрослой жизни.

Ситуативные причины подростковой агрессии

Нередко агрессия в подростковом возрасте может провоцироваться определенной ситуацией, которая оказала значимое влияние на психику ребенка. Это может быть событие, связанное с физиологией подростка: серьезное заболевание или его последствия, травма, физический дефект, которые ограничивают полноценную жизнь. Ощущение своей неполноценности в таком случае может выливаться в агрессивное поведение.

Уже доказано разрушающее действие на психику подростков определенного контента, который «впитывается» детьми из интернета, телевизора и компьютерных игр в неограниченном количестве. Наиболее опасными являются фильмы, игры, ролики, посты с агрессивным содержанием. Окунаясь в такую атмосферу, подросток примеряет на себя роль отрицательного, но крутого героя, и несет ее в реальную жизнь. Он выбирает силовые методы решения проблем.

Также поводом показать себя «во всей красе» в отрицательном значении может стать желание понравиться представителю противоположного пола или произвести на нее (него) впечатление. Если у ребенка не сформировано нормальное понятие взаимоотношений между полами, нет правильного примера таких отношений, он сам вырабатывает линию поведения, которая, на его взгляд, продемонстрирует его самые сильные стороны.

Здесь в качестве потерпевшего могут выступать как неодушевленные предметы, так и живые существа.

Агрессия как следствие аутоагрессии

Аутоагрессия – это агрессия, направленная на себя. В подростковом возрасте ребенок «теряет себя привычного». Множественные изменения, происходящие внутри него, непонятные и незаметные для окружающих и для него самого, выбивают подростка из колеи. Тело перестает быть знакомым. Идет развитие мощнейшей сферы – половой. Ребенок покидает мир детей и пытается вписаться в мир взрослых. Ни тому, ни другому миру он не принадлежит полностью. Он оказывается как бы выброшенным за борт привычной жизни и не вписавшимся пока в новую. Состояние, согласитесь, непростое, выматывающее, дестабилизирующее.

Вспомним, что человек, в принципе, начинает осознавать себя через тело. Новорожденный ребенок еще не знает, где его рука или нога, мама знакомит его с самим собой. Вот и теперь, при резко меняющемся облике подросток глядится в зеркало и не узнает себя. Он ли это? Эти непропорционально длинные руки и ноги, эта испортившаяся кожа, этот ломающийся голос, этот появившийся откуда-то запах тела… Возникает страх, что можно остаться таким навсегда, – известный всем подростковый страх уродства. Одновременно появляется агрессия, направленная на себя, недовольство – я не такой, как надо, я некрасивый. Если мы прибавим к этому раздрай внутренний, душевный, то получим на выходе общую неудовлетворенность собой и жизнью. Что выражается в постоянной критике себя, подгонке под общие стереотипы красоты, в попытках усовершенствовать себя путем различных (часто эпатажных) экспериментов: перекрасить или сбрить волосы, проколоть все доступные части тела, одеждой замаскировать недостатки и пр.

Подросток 13-15 лет имеет сниженную самооценку и такую же оценку себя приписывает другим людям. Чаще подросток ждет от других критики и подвоха. Таким образом, аутоагрессия переходит в агрессию, направленную на окружающих. Я плохой – вы видите меня плохим – вы плохие – я вас вижу плохими. Т. е. подросток идет, ожидая от мира агрессии, потому что она скопилась в нем самом, находит эту агрессию (чего ищешь, всегда найдешь) и подтверждает свое мнение о том, что мир лежит во зле, все люди враждебные, жизнь несправедлива.

Отвечать подростку агрессией на агрессию самый разрушительный для нервов и отношений путь.

Агрессивный подросток

Сегодня мы будем разбираться в достаточно непростой теме – подростковая агрессия. Почему подросток становится агрессивным, что с этим делать, какую роль в становлении подростка как личности играет агрессия и о многом другом – читайте ниже!

Думаю, что каждый человек более-менее представляет себе, что такое агрессия и может сформулировать это в паре слов.

Как снизить агрессию у подростка

Правила подавления агрессивного поведения, разработанные для детей:
• необходимо несколько раз глубоко вдохнуть, если почувствовал гнев;
• не давай волю рукам, пока медленно не сосчитаешь до 10;
• подумать, что будет потом, представить последствия своего поведения;
• каждое утро давать себе обещание не вступать в конфликты;
• вечером подводить итоги прошедшего дня: хвалить себя, если день прошел спокойно; штрафовать себя за каждый срыв настроения и поведения;
• проводить закаливание организма, умываться холодной водой;
• тренировать волю.

Правила общения педагога с агрессивным ребёнком:
• не фиксировать внимание всех на нежелательном поведении ребёнка и не впадать самому в агрессивное состояние;
• наиболее адекватное поведение взрослого – это веское осуждение агрессии ребёнка, но без жёстких наказаний в случае проступка;
• старайтесь, прежде всего, выяснить причину агрессии и спокойно, тактично её устранить;
• давайте возможность ребёнку снять агрессию, выплеснув эмоции через игры и релаксационный тренинг;
• реагируйте и откликайтесь на любые позитивные сдвиги в поведении ребёнка, даже если они незначительные;
• необходимо устанавливать социальные правила поведения;
• беседовать с ребенком о его поступке надо без свидетелей (класса, родственников, других детей и др.), в беседе стараться использовать меньше эмоциональных слов;
• исключить ситуации, провоцирующие негативное поведение подростка.

1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
В тех случаях, когда агрессия подростков не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:
– полное игнорирование реакций ребенка – весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения; – выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно. »); – переключение внимания, предложение какого-либо;
– позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).

2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.
После того как подросток успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы.

Анализируя поведение подростка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло «здесь и сейчас», не припоминая прошлых поступков. Иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо распространенного, но неэффективного «чтения морали», лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.

Один из важных путей снижения агрессии – установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:
• констатация факта («ты ведешь себя агрессивно»);
• констатирующий вопрос («ты злишься?»);
• раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»);
• обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»);
• апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»).

3. Контроль над собственными негативными эмоциями.
Специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции – раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств.
Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

4. Снижение напряжения ситуации.
Основная задача взрослого, сталкивающегося с детской агрессией – уменьшить напряжение ситуации. Для этого необходимо:
• не повышать голос, не менять тон на угрожающий;
• не демонстрировать власть («Будет так, как я скажу»);
• не кричать;
• не принимать агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;
• не использовать сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
• не использовать негативную оценку личности ребенка, его близких или друзей;
• не использовать физическую силу;
• не втягивать в конфликт посторонних людей;
• не настаивать на своей правоте;
• не читать нотации, проповеди;
• не делать обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда. », «Ты никогда не. »;
• не сравнивать ребенка с другими детьми – не в его пользу.

5. Обсуждение проступка.
Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.

6. Сохранение положительной репутации ребенка.
Для сохранения положительной репутации целесообразно:
– публично минимизировать вину ребенка («Ты не важно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину;
– не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему;
– предложить ребенку компромисс, договор с взаимными уступками.
Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

7. Демонстрация модели неагрессивного поведения.
Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:
• нерефлексивное слушание (нерефлексивное слушание – это слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать – так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего интересуют наши замечания; внимательно – иначе человек обидится, и общение прервется или превратится в конфликт. Все, что нужно делать – поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.);
• пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;
• внушение спокойствия невербальными средствами;
• прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
• использование юмора;
• признание чувств ребенка.

8. Обращение с ребенком после агрессивного поведения:
• подыскать адекватную форму наказания после четкого объяснения его проступка;
• искать выход по переориентации его энергии по социально правильному руслу;
• следует помнить: частые наказания неэффективны, а безнаказанность еще больше портит;
• придумать новые приемы переключения ребенка на новые виды отношений.

9. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями.
• Комкать и рвать бумагу.
• Бить подушку или боксерскую грушу.
• Топать ногами.
• Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу.
• Втирать пластилин в картонку или бумагу.
• Посчитать до десяти.
• Самое конструктивное – спортивные игры, бег.
• Вода хорошо снимает агрессию.

Развитие контроля над деструктивными эмоциями.

Особенности агрессивного поведения подростков

Особенности агрессивного поведения подростков во многом зависят от гендерного признака. Если девушки предпочитают вербально проявлять агрессивность, то молодые люди – применять физическую силу.

Психологи отмечают такие виды агрессивного поведения подростков – физическая агрессия, косвенная агрессия (сплетни, топанье ногами, хлопанье дверьми), вербальная агрессия ( крики, вопли, ссоры, угрозы, проклятья), негативизм, обида, подозрительность.

Согласно статистическим данным, мальчики проявляют агрессию больше и чаще, нежели девочки. И их агрессивное поведение сложнее поддается корректировке.

Исследования показывают, что основной причиной проявления агрессии в подростковом возрасте является отсутствие родительской любви и заботы. «Недолюбленным» детям, в семьях которых царит атмосфера недоверия, насилия и оскорблений, сложнее адаптироваться в учебных заведениях, так как они несут подобную схему общения в общество.

Читайте также:  Классификация рубцов кожи

Агрессивное поведение в подростковом возрасте, прежде всего, вызвано недопониманием в семьей. Дальше следуют возрастные кризисы, влияние СМИ и кинематографа, употребления алкоголя и наркотиков, проблемы с учебой и сверстниками, а также наследственные заболевания.

Для мальчиков характерная физическая форма агрессии, для девочек – вербальная. Резкое различие агрессивности по гендерному признаку наступает в возрасте 14-15 лет.

[9], [10], [11], [12], [13], [14], [15], [16], [17]

Резкое различие агрессивности по гендерному признаку наступает в возрасте 14-15 лет.

Какими методами преодолеть подростковую агрессию

Царит ли в вашей семье культ запретов.

Агрессивность подростков: мы выкормили зверя, господа.

«Моему сыну 14 лет. Он стал агрессивен и неуправляем. Что мне делать?» Вопрос отчаявшегося родителя психологу. Ответ не заставил себя долго ждать: «Стоило бы удивляться, если бы в подростковом возрасте ваш сын демонстрировал другое поведение». Веселый смайлик в конце. Наверное, именно он должен был убедить маму, что агрессивность подростка — это нормально, обыденно.

«Моему сыну 14 лет. Он стал агрессивен и не управляем. Что мне делать?»

Вопрос отчаявшегося родителя психологу. Ответ не заставил себя долго ждать:

«Стоило бы удивляться, если бы в подростковом возрасте ваш сын демонстрировал другое поведение». Веселый смайлик в конце.

Наверное, именно он должен был убедить маму, что агрессивность подростка — это нормально, обыденно.

Стоит ли тогда простым обывателям удивляться, когда подрастающее поколение агрессивно реагирует на их замечания, причём не только вербально, раскрывая все прелести матерного языка, но и физически.

Ролики, выложенные самими подростками в Ютубе, свидетельствуют о вопиющих фактах проявления подростковой агрессивности. Они способны на многое:

ударить пожилого человека кулаком в лицо, плюнуть в него, высмеять, повалить на землю и запинать до смерти (дедушка не дал закурить и попробовал прочесть лекцию о вреде курения);

истязать, уродовать бродячих кошек и собак («А чо? Они разве кому-то нужны? Избавляем общество от звериного мусора…»);

издеваться над бомжами («Они — отбросы общества, пусть знают своё место!»);

избить своего учителя («Бабушка в маразме, а преподаёт физкультуру!»);

надругаться над одноклассником («Да он мажор, вот мы его и прополоскали в унитазе школьного туалета, чтобы не выпендривался»);

отомстить бывшему возлюбленному (так одна девушка с компанией друзей избивала и унижала) или возлюбленной (например, подросток нанёс несколько ножевых ранений своей «неверной Джульетте»).

Агрессия и агрессивность детей переходит все нормы допустимого. Неужели мы это будем считать « нормой» подросткового поведения?

Психологи различают понятия агрессии и агрессивности. Агрессия в переводе с латыни означает «нападение», «враждебность». Под агрессией, прежде всего, понимают действия.

Некоторые психоаналитики рассматривают агрессию как продолжение инстинкта смерти, стремления к разрушению, описанного Фрейдом.

Австрийский ученый Конрад Лоренц в своей монографии доказывал, что агрессия — не зло, а природный инстинкт, способствующий выживанию вида, а вовсе не направленный на его самоуничтожение.

Исследователь агрессии А. Басс определяет её «как реакцию, как физическое действие или угрозу такого действия со стороны одного человека, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другого человека, в результате чего организм другого человека получает болевые стимулы».

Агрессивность же — свойство человека, проявляющееся в готовности к агрессивному поведению. Причём некая предрасположенность к агрессии может быть как осознаваемой индивидом, так и неосознаваемой. Психологи выделяют несколько видов проявления агрессивного поведения:

1. Прямая физическая.

4. Обида, зависть, ненависть.

7. Вербальная агрессия.

Как видим, у агрессии — разные лики, она может быть направлена на окружающих людей, внешнюю среду и на себя.

Итак, агрессия является, с одной стороны, следствием агрессивности, с другой — возникает в процессе социального научения.

Быть агрессивным нынче модно. Считается, что агрессия — своеобразный механизм психологической защиты личности от воздействий на неё внешнего мира. Чтобы не быть пассивным, зависимым, не умеющим отстаивать собственные интересы и цели, нужно быть агрессивным.

Мама в песочнице радуется, что её карапуз отобрал у другого малыша ведёрко:

— Молодец, умеет добиваться своих целей! Себя в обиду не даст.

Другая по дороге в детский сад учит:

— Если тебя кто толкнёт, ты сдачу давай.

Папа девочку в три года на занятия боевыми искусствами записывает, чтобы умела за себя постоять.

Понятно, что родители ведомы благими намерениями, однако не видят, что обучают детей агрессивным формам поведения и не учат другим способам взаимодействия с окружающими, другим путям решения проблем. Собственноручно часто растят монстров, а потом не знают, что с ними делать.

В подростковом возрасте ребёнка мы «собираем урожай», «пожинаем то, что посеяли» на ниве его воспитания. Агрессивность подростков — одно из самых распространенных, болезненных последствий неправильного воспитания.

Когда родителям, педагогам становится совсем невмоготу и привычные методы не срабатывают, они бегут за помощью к психологам.

Агрессивное поведение современные психологи изучают при помощи различных методов: проводят опросы, наблюдают за проявлениями агрессии, выявляют агрессивность при помощи тестов. Самые распространенные в психодиагностике исследования: оценка агрессивности в отношениях (тест А. Ассингера), диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки), 16 PF-опросник (тест Кэтелла), тест Люшера, тест «Руки» (по Б. Бриклен, З. Пиотровски, Э. Вагнеру).

При этом ни один вид исследований не даёт ответов на все наши вопросы об агрессивности подростков. Рекомендуется использовать несколько методов одновременно и учитывать тот факт, что в большинстве случаев проявляются некоторые устойчивые личностные черты, не меняющиеся в различных ситуациях.

Вам предложат разнообразные методы. Например, попросят перенаправить агрессию из социально неодобряемого русла в культурное. В этом помогает спорт или на мишени вывешивать фотографии ненавистных тебе людей и получать удовольствие от запущенных в них стрел.

Главным же образом даётся общий совет: в семье, где есть любовь и секс, нет места агрессии, скандалам и ссорам.

Замена объектов (или субъектов) агрессии не решает глубинных проблем, приводит только к временной разрядке, не более того. Внутреннее напряжение, фрустрация остаются и самым губительным образом сказываются на психике агрессора. Кроме того, примеры из жизни свидетельствуют о том, что некоторые подростки, несмотря на царящие в семье любовь и взаимопонимание, проявляют агрессивность по отношению к одноклассникам, учителям и т.п. Почему так происходит?

Можно довольствоваться сиюминутным снятием агрессивности, проходить через долгую и вероятностную диагностику, а можно воспользоваться наработками системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Чтобы справиться с агрессивным поведением, прежде всего необходимо понять его глубинные причины. Без познания себя, своих врождённых склонностей это невозможно.

Точная системная методика определения врождённых векторов, уровня их развитости, степени их реализации позволяет это сделать.

Подростковая агрессивность начинает приобретать понятные очертания, если её не обобщать, а рассматривать через призму восьми векторов. Обобщённая причина подростковой агрессии — что на фоне полового созревания подросток противопоставляет себя взрослым, доказывает свою самостоятельность, независимость — проясняется: мы осознаём, почему каждый ребёнок проживает подростковый период по-разному, почему одним детям свойственны одни формы проявления агрессии, другим — другие, почему одни ситуации вызывают у одних подростков агрессию, а другие реагируют на них совершенно спокойно.

Ни один ребёнок не рождается изначально культурным, он появляется на свет архетипичным зверёнышем и становится человеком в полном смысле этого слова при правильном воспитании.

Человек — биосоциальное существо, и частью биологической составляющей как раз и является агрессивность. Она звено механизма, позволяющего выживать. Отсюда и корни изначальной ненависти, которую мы испытываем к своему ближнему. Конкуренция, желание выжить, получить лучшие условия для жизни. В процессе воспитания ребёнок научается любить окружающих, а ненавидеть он умеет сам.

При неправильном воспитании детей, т. е. когда родители, педагоги воспитывают наугад, «на ощупь», не зная врождённые свойства чад, во-первых, они не развивают в них заложенный природой потенциал, своим непониманием, неподходящими конкретному ребёнку методами пытаются воспитывать, чем и вызывают у него агрессивное поведение, во-вторых, ребёнок остаётся архетипичным.

В подростковом возрасте, являющемся переходом из детства во взрослость, промахи воспитания становятся наиболее очевидными.

Уретральный подросток проявляет агрессию в виде гнева в случае несправедливости по отношению к его стае, ущемления его вольной, ничем не ограниченной особы, обращения к нему не по рангу — сверху вниз (например, похвала).

Его гнев проявляется ярко, он не знает границ, рамок. Уретральный вектор не довольствуется половинной мерой. Тут ярость — так ярость, любовь — так любовь.

В школе уретрального подростка видно сразу, он улыбается особой улыбкой, ходит уверенной походкой, зачастую с расстёгнутой рубашкой, ему невольно смотрят вслед. Учителя называют его неформальным лидером, заводят ему индивидуальный дневник по оцениванию поведения, он его носит, спокойно получает двойки и с таким видом смотрит на педагогов, что ощущается полное бессилие взрослых перед этим сорвиголовой.

Ключ к уретральному ребёнку — быть его регентом, обращаться к нему за поддержкой, помощью, советом, делегируя ему свои полномочия. Ни в коем случае не стоит ввязываться в перетягивание одеяла на себя, давить на него, требовать беспрекословного послушания — вы всё равно проиграете.

Уретрального подростка лучше всего сделать старостой класса, он поведёт за собой коллектив, и именно так вы сможете максимально продуктивно направить его энергию в позитивное русло. Когда в классе есть уретральный ребенок, на самом деле, это счастье, можно спокойно ему перепоручить контроль за дисциплиной класса, нацеливание детей на высокие учебные достижения и хорошую сплоченность коллектива.

Он милосерден по своей природе, и сделать его своим союзником, а не врагом, достаточно просто. Он не обидчивый, отходчивый, понимающий.

Если же в классе два уретральных вождя, то закономерно, что они будут враждовать, причём конфликт будет сопровождаться агрессией. Закончится всё дракой, где будут биться не на жизнь, а на смерть. Лучше предотвратить на корню повод для агрессии — перевести их в разные классы, определить им разную территорию и поле деятельности.

Анальный подросток при правильном развитии врожденных способностей — послушный, покладистый ребёнок, уважающий мнение старших. Обратной стороной анального подростка является вербальная агрессия, злопамятность, мстительность, обидчивость, вымещение внутреннего напряжения на домашних животных, садизм.

Для анального ребёнка огромное значение имеет его мама, если она мало уделяет ему внимания, не хвалит за выполненные дела, то он чувствует, что его не любят, и обижается на всех — сначала на девочек, а потом на женщин. Пинает одноклассниц по попе, обзывает их грязными ругательствами, может обматерить учительницу.

Кожный ребёнок агрессивно распихивает всех локтями, он амбициозен, быстро находит способы выкрутиться из любой ситуации. Он проявляет агрессию, когда не получает желаемого, например, высокую оценку (ему за неё обещали велосипед), когда ущемляются его амбициозные планы. Пытается спорить с учителем, «качает» права, как быстро срывается, так же быстро забывает о содеянном. Кожники требуют равных условий, бессознательно чувствуя, что обгонят всех, не любят проигрывать и их принцип: «Для победы все средства хороши».

Надо отметить, что отрицательными сторонами кожного подростка при неправильном его развитии является отсутствие самодисциплины, неумение себя контролировать, ограничивать (например, он не может сорганизоваться, чтобы прийти в школу вовремя).

Агрессивно себя ведёт при потере каких-либо материальных ценностей, ведь они для кожника — некий фундамент психологического комфорта.

Мышечный подросток ведёт себя агрессивно по отношению к окружающим только при неправильном воспитании. От рождения этот ребёнок крайне спокоен, его нормальное состояние — монотония. Агрессию он начинает проявлять, если его переводят в состояние «война», отдавая в спортивную секцию, где тот разве что получит все шансы для попадания в криминальную среду, так как спорт не развивает в мышечнике главного — умения позитивно применять свою силу.

Правильным развитием для такого ребёнка является приучение к труду, даже к тяжёлой физической работе. Инициируя свою эрогенную зону — мышцы, он таким способом получает удовольствие от самого процесса работы и впоследствии становится «мирным строителем».

Мышечный подросток один никогда не устроит драку, его направляет кожник, и тогда он вместе с мышечными сотоварищами способен совершить насилие. Милый, добродушный мальчик, никогда бы плохо про него не подумали.

Мышечнику важно быть накормленным, сытым, выспавшимся для хорошего настроения. Удовлетворение естественных человеческих потребностей для него — самая большая радость в жизни.

Так, группа подростков напала на прохожего возле гаражей, избила его, забрала деньги. Кожный предводитель банды купил себе на ворованные средства часы, а мышечники на выделенную им часть — еды, причём простой, грубой — сосиски в тесте набрали в большом количестве. Наелись от пуза. Малолетние преступники, остро нуждающиеся в трудотерапии.

Верхние вектора оказывают существенное влияние на агрессивность подростков. Зрительный вектор добавляет эмоциональности в агрессивное поведение: «Саша закатила истерику, когда увидела меня с другой девушкой, потом схватила её за волосы, кричала и дралась».

Звуковые подростки больше всего подвержены аутоагрессии, внутреннее напряжение от взаимодействия с внешним миром они переживают глубоко в себе до тех пор, пока накопившийся клубок противоречий, непонимания в один момент не выплеснется в виде неожиданного для окружающих суицида.

Массовые расстрелы в школах — предсказуемое поведение анально-звуковых подростков в тяжелом состоянии обиды и ненависти к жизни и людям. Без понимания психики таких подростков внешне подобное их состояние может оставаться незамеченным вплоть до трагической развязки.

Оральный подросток проявляет агрессию обязательно вербально, он легко перекрикивает всех остальных сверстников и его уничижительные прозвища «прилипают» обычно на всю жизнь.

Обонятельный вектор добавляет в агрессивное поведение подростка продуманности — мы не только не докажем причастность его к содеянному, но и не будем его подозревать. Незаметный, едва уловимый ребёнок, выполняя свою главную функцию «выжить во что бы то ни стало», подставляя других, скрывает улики собственного социально неодобряемого поведения.

Читайте также:  Стихотворение Волшебный лес Татьяны Гусаровой

Итак, агрессивность подростка — это тревожный звоночек для родителей и педагогов. Что-то они делают не так. Нужно пересматривать своё отношение к ребёнку, к методам его воспитания.

Эффективным средством, помогающим справиться с агрессивным поведением подростка, является осознание родителями двух постулатов:

1. Нужно правильно воспитывать ребёнка, в соответствии с его врождёнными векторами, чтобы он стал Человеком, впитал в себя культуру.

2. Необходимо уметь понимать глубинные причины агрессивности подростка и научить его снимать негативные чувства, не нанося ущерб как психический, так и физический другим людям.

К примеру, осознавая ценность тишины для звукового ребёнка, родителям требуется создать для него комфортные, спокойные условия, чтобы, возвращаясь из школы, у него была возможность побыть наедине с самим собой.

Родительская любовь становится наиболее действенной и адресной, если проявлять её системно, только тогда ребёнок чувствует, что его любят и это снимает агрессию: обнимать кожного подростка, хвалить анального, восхищаться уретральным, создавать тесную эмоциональную связь со зрительным, выслушивать орального и т. п.

Агрессивность подростков не является неизбежностью, многое зависит от нас — их воспитателей.

Он стал агрессивен и не управляем.

Глава 9 10 советов по преодолению подростковой агрессии

10 советов по преодолению подростковой агрессии

Сразу оговорюсь, что речь не идет об агрессивности как о симптоме нервно-психического заболевания или различных патологий. В данном случае коррекция возможна только в плотном сотрудничестве с нейропсихологом и психиатром. Здесь же пойдет речь об агрессивности как о проявлении нарушения эмоциональной сферы, психологической защите, как результате реализации неправильных семейных сценариев.

Что такое семья? Это прежде всего общение. А в общении нет четко выраженных критериев успешности или неуспешности. Учитывая, что в подростковом возрасте именно успех общения ставится тинейджером во главу угла, то любое событие подросток воспринимает в зависимости от отношения к нему. Сомнения в своем успехе заставляют подростка переживать неудовлетворенность в общении. В результате стойкое отсутствие эмоционального удовлетворения в значимой сфере может привести к формированию неустойчивой самооценки и проявиться сначала ситуативной, а затем и личной тревожностью.

Возникновение тревоги ведет, в свою очередь, к нарушению адаптации. В результате подростки, не способные или не желающие адаптироваться к существующему стилю жизни, попадают в категорию плохо адаптирующихся аутсайдеров. Часто определить их можно уже только по внешнему виду, по поведению. Как правило, они не имеют близких друзей в классе и оказываются в одиночестве. В подростковый период, когда отношения в группе сверстников становятся моделью, предпосылкой формирования умения строить взаимоотношения во взрослом коллективе в будущем, для школьника важно занять свое, удовлетворяющее статусное место в группе сверстников. Возникшие трудности подростка, оказавшегося аутсайдером, могут повлиять на всю его дальнейшую жизнь. Такой разлад во взаимоотношениях может привести к формированию повышенной тревожности, агрессивности из-за неустойчивой, неадекватной самооценки.

Случай из психологической практики

Ко мне часто приходят на консультацию с жалобами на агрессивность собственных детей. В результате беседы я понимаю, что часто подростки бывают агрессивными, потому что не знают других способов реагирования на ситуацию. Повышенная тревожность плюс отсутствие положительных примеров разрешения конфликта с помощью коммуникативных навыков – и пожалуйста! Сформирован условный рефлекс: как только на тебя нападают – агрессивно защищайся.

Для меня было откровением, что школ риторики для подростков у нас практически не существует. Это парадокс, но это так! Бывают отдельные небольшие тренинги на базе тренинговых центров, да и те больше направлены не столько на обучение практикам грамотной аргументации в споре, сколько на отработку общих навыков коммуникации.

Зато для бизнесменов таких школ и тренингов просто масса. Я понимаю, что подобные занятия – это бизнес, и, к сожалению, очень немногие родители понимают, что умение логически аргументировать свою точку зрения – очень важное качество, которое пригодится буквально во всех сферах жизни. При разговоре с начальством, при приеме на работу, при сдаче сессии – везде грамотно построенный аргумент поможет вам склонить собеседника на свою сторону, что называется, «без шума и пыли».

И это очень хорошо поняли руководители бизнесов, которые посещают различные тренинги «Искусство деловой коммуникации», «Переговоры без поражений» и т. д. А что такое деловая коммуникация или грамотные переговоры с контрагентом? Не что иное, как практика грамотной аргументации и умение красиво говорить. Только теперь этому нужно учиться в сжатые сроки, отрывая время от бизнеса и семьи. И за очень большие деньги. К тому же наверняка за плечами слушателей подобных курсов есть достаточное количество несостоявшихся сделок (а значит, и потерянных миллионов) или заваленных проектов по причине неумения использовать техники логической аргументации.

Представляете, сколько бы денег они заработали, если бы у них была возможность учиться риторике в школьном возрасте.

Обратите внимание, что в лучших школах Лондона, где учились отпрыски аристократических семей, никогда не было такого предмета как ОБЖ. Зато логика и риторика были обязательны для изучения, начиная с начальных классов. А почему? Потому, что выпускники школ в будущем становились политиками или бизнесменами и им эти умения были нужны в первую очередь.

Подросток, который, в отличие от своих друзей, может практически любой конфликт разрешить с помощью грамотной, логической аргументации, будет пользоваться у сверстников огромным уважением. Так как в этом возрасте именно качество общения со сверстниками напрямую влияет на самооценку, и сам факт уважения и авторитета среди друзей сказывается на ней положительно. Не важно, что ребенок не спортсмен, не красавец, не учится лучше всех. Зато он умеет делать то, что не умеет почти никто – решать спорные ситуации с помощью аргументов, а не кулаков.

Всегда рекомендую подросткам найти и почитать хорошие книги по практике аргументации в споре. Иногда они с удовольствием изучают данный раздел в учебниках по логике для вузов. Можно найти много замечательных роликов на портале Youtube. Ну, и конечно, не просто читать и смотреть, но и активно применять в жизни полученные знания. Работать с полученной информацией.

В большинстве своем родители, которые не могут справиться с агрессивностью собственных детей, пытаются с ней бороться по довольно распространенной схеме: подавление малейших признаков агрессии ребенка – потом уговоры – шантаж – ежедневные скандалы, которые заканчивались в лучшем случае ничем, потому что в среднем школьном возрасте действовать «в лоб» бессмысленно.

А ведь существуют определенные приемы и правила, которые помогут родителям справиться с этой проблемой.

1. Существует четыре вида агрессии: непосредственное физическое воздействие, косвенная агрессия (злые шутки, сплетни), вербальная агрессия (визг, словесные угрозы, угрожающие жесты), негативизм (тихий саботаж, который может перерасти в активную борьбу). Мы, как правило, замечаем только первый и второй виды. Однако и вербальное проявление агрессии, и негативизм тоже есть не самые лучшие способы реагирования. Обратите внимание на своего ребенка, нет ли у него этих проявлений?

2. Агрессивность – это естественное качество человека. Именно оно помогло когда-то выжить на земле первобытному человеку, помогает нам сегодня для достижения целей. Другое дело, когда человек не умеет этой агрессией управлять, нанося вред себе и окружающим. Отдайте ребенка в спортивную секцию, где он сможет выбросить энергию: хоккей, бокс, легкая атлетика. Идеальны восточные единоборства – там ребенок не только сбрасывает агрессию, но и учится управлять собственными эмоциями.

3. Помогите ребенку повысить самооценку и собственную значимость! Если подросток уверен в своей самодостаточности, его не спровоцируешь! Представьте, что у вас роскошные волосы, коса до пояса. Вы это видите в зеркале, об этом говорят окружающие. И вдруг находится некто, кто начинает вам говорить, что у вас на голове «три волосинки в шесть рядов». И как вы среагируете? «Слепой дурак», – в лучшем случае. Если ваше чадо великолепно играет в шахматы или проплывает стометровку быстрее всех, то на агрессивные выпады будет реагировать спокойно. Да, закурить мне слабо?, зато я лучше всех бегаю, или прыгаю, или свободно говорю по-французски. Пусть ваш ребенок знает свои положительные качества и старается их усилить. Это поможет ему стать самодостаточным, авторитетным человеком. А такие люди, как правило, не агрессивны.

4. Запишите своего ребенка на курсы ораторского мастерства. Как только он увидит, как легко и здорово можно нивелировать агрессию словом, начнет активно этому учиться и использовать в повседневной жизни! Например, во многих тренинговых центрах проводятся специальные занятия для подростков, где как раз и занимаются отработкой навыков убеждения.

5. У агрессивных родителей чаще всего бывают агрессивные дети. Это аксиома. Подумайте, а как у вас в семье принято реагировать? Злой насмешкой, криками, руганью? Возможно, вы даже не замечаете собственных реакций, выдавая их «на автомате», но ваш ребенок замечает все. Можете записать ваш день на видеокамеру, а потом посмотреть запись. Возможно, вам откроются новые стороны вашего поведения, о которых вы не задумывались ранее. Если это так, то и вам придется перестраиваться. Здесь игра в одни ворота не пройдет. Хотите, чтобы поведение вашего ребенка изменилось – меняйтесь сами.

6. Часто агрессия подростка связана со страхом взрослой жизни – его неготовности принять на себя нормы поведения общества, взять ответственность. Так как агрессия – это обратная сторона страха, в данном случае страха «потерять лицо», то вы должны помочь с этим справиться. Не сто?ит говорить подростку: «Как же так, ты же обещал, ты же взрослый», – если он не справился с каким-либо делом. Наоборот, сделайте шаг назад, отступите. Скажите: «Ничего страшного, давай попробуем еще раз, в другой раз у тебя точно получится». Таким образом, вы поддержите своего ребенка, внушите ему чувство уверенности в собственных силах.

7. Агрессивность провоцирует и наше телевидение вместе со СМИ. Бесконечные триллеры, боевики, реалити-шоу из зала суда пагубно влияют на детскую психику, взращивая высокую тревожность и, как следствие, желание защищаться. Запретить просмотры мы не можем, но можем, например, акцентировать внимание на том, что сейчас смотреть телевизор уже не модно. Подросток сильно ориентирован на социум, поэтому покажите ему интервью со знаменитостями на тему здорового образа жизни, когда те рассказывают все плюсы утренних пробежек и чтения книг. Пусть журналы с рассказами звезд о правильной жизни лежат у вас везде – в его комнате, на кухне, в туалете. Может, и не очень эстетично, зато есть шанс, что будет прочитано. И не покупайте телевизор в каждую комнату. Да, есть Интернет, но не упрощайте доступ к информации, не создавайте ее дополнительный источник своими руками.

8. Однако существуют и биологические факторы агрессивности: пониженная способность к образованию классического условного рефлекса, низкая частота сердечных сокращений и т. д. Если вы видите, что у вашего ребенка немотивированные, частые вспышки гнева, если он агрессивен без причины, то сходите к нейропсихологу с обязательным обследованием. А после совместно со специалистом подберете программу коррекции.

9. Несмотря на подростковый возраст и кажущуюся независимость, подростки очень уязвимы и нуждаются в любви! Целуйте своего ребенка, обнимайте и почаще говорите: «Я тебя люблю».

10. Научно доказано, что тревожность влияет на проявление агрессии, поэтому ее надо снижать любым способом. Очень хороши дыхательные гимнастики (самая простая – выдох в 2 раза длиннее вдоха), занятия йогой, цветотерапия, общение с природой. Ну и, конечно, осознание подростком того факта, что он не один, его поддерживает дружная семья.

Ошибка № 1

Противодействие агрессии силой. Сила действия равна силе противодействия. Этот закон работает не только в физическом мире, но и в эмоциональной сфере. Мало того, что вы ничего не добиваетесь подобным ответом, вы только усиливаете агрессивность своего ребенка. И не дай бог, настанет тот час, когда ваш выросший отпрыск ответит своей силой на вашу.

В подростковом возрасте подавлять агрессию особенно опасно. Предложите ребенку проговорить о своих чувствах.

Например, сказать: «Я в бешенстве, что со мной в школе учатся такие кретины. Я просто в ярости». Пусть проговорит, выпустит пар. Посочувствуйте ему, поддержите, а потом, когда ярость утихнет, поговорите. Постарайтесь решить вопрос конструктивно, помочь своему ребенку справиться с конфликтной ситуацией.

Хочу заметить, что и сами родители должны уметь выражать свои чувства. И если маме наступили на ногу в трамвае, то она вполне может позволить себе, придя домой, попросить близких: «Я ужасно разгневана, что в трамваях ездят такие невоспитанные люди. Они отдавили мне все ноги. Вы согласны, что это неприятно?» И пусть близкие посочувствуют, успокоят, а не отмахиваются: «Подумаешь, тоже мне проблема».

Иногда бывает, что у подростка приступы ярости очень сильные. Ему хочется что-то сломать, разбить. Заведите дома для этого специальные вещи для подобных целей. Я рекомендую родителям таких ребят завести дома походные алюминиевые кружки из магазина, где продают снаряжение для туристов. Их должно быть достаточное количество, и они должны быть расставлены по всему дому. Предложите ребенку вымещать свою агрессию на походных кружках. Пусть их бросает на пол, кидает об стенки. После ему станет значительно легче, а со временем приступы агрессии станут реже. Но все равно в данном случае не отказывайтесь дополнительно от консультации психолога.

Ошибка № 2

Игнорирование потребности ребенка в уважении. Иногда агрессия – это способ докричаться до родителей, показать им, что у подростка есть и свое собственное мнение. В подростковом возрасте неизбежен конфликт между зависимостью от родителей и стремлению к автономии. Подросток всеми силами пытается показать собственную самостоятельность, но при этом прекрасно понимает, что зависим от своей семьи. Чтобы этот конфликт прошел наименее болезненно, покажите ребенку, что вы уважаете его мнение, его решения по многим вопросам. Тогда причин агрессивно реагировать на ваше «нет» будет гораздо меньше. Зачем доказывать свою независимость, требовать уважения, когда тебя и так уважают?

Читайте также:  Ревматоидный артрит пальцев рук

Договоритесь с ребенком о правилах вашей совместной жизни. Зная, что вы уважаете его мнение относительно собственной прически, он не будет агрессивно реагировать на ваше «нет» относительно плаката во всю стену с его любимыми рэперами. Особенно если вы при отказе используете эмоциональные аргументы (мне неприятно, меня пугает, они мне напоминают чертей и т. д.).

Ошибка № 3

Собственный пример поведения. Попадая в трудные, опасные или просто неприятные ситуации, человек применяет так называемое «совладающее поведение». В психологии такое поведение называется по-научному «копинг». Копинг есть индивидуальный способ совладания с ситуацией в соответствии с ее значимостью в жизни человека, а также его психологическими возможностями. Психологическое предназначение копинга состоит в том, чтобы как можно лучше научить человека адаптироваться к требованиям ситуации и нейтрализовать стрессовое действие. Соответственно, главная задача копинг-поведения есть обеспечение и поддержание социального благополучия человека, а также его физического и психического здоровья. Копинг-поведение было определено как сумма всех психологических усилий (умственных и поведенческих), которые затрачиваются человеком для ослабления влияния стресса. Выбор способов преодолевающего поведения зависит от индивидуальных психологических защит, которые у нас образовались в детстве.

Психологическая защита – это такие приемы, которые снижают душевное напряжение, защищают от душевной боли или других неприятных переживаний.

Впервые данные понятия были введены в психологию известным австрийским психологом Зигмундом Фрейдом (авторитет! Фрейда в нашей стране все знают). Уже в ранних работах Фрейд указывал на то, что прототипом психологической защиты является механизм вытеснения. Конечной целью данного механизма является избегание неудовольствия, всех негативных аффектов, которые сопровождают внутренние психические конфликты. Но люди редко используют какой-либо единственный механизм защиты – обычно они применяют одновременно разные защитные механизмы.

Механизмы психологической защиты, как я уже сказала выше, формируются в детстве. Одним из важных открытий психодинамической теории было открытие важнейшей роли ранних детских травм. Чем в более раннем возрасте ребенок получает психическую травму, тем более глубокие слои личности оказываются «деформированными» у взрослого человека.

А теперь – внимание!

Задумайтесь над тем, как вы реагируете на события в трудных ситуациях. Многие реакции «выскакивают» из нас автоматически, мы их просто не замечаем.

То есть копинги у самих взрослых не очень конструктивные. Это особенно хорошо заметно в какой-нибудь очереди за дефицитом. Кто-то стоит спокойно, кто-то просто громко возмущается, а кто-то агрессивно сжимает кулаки, готовый ударить всякого, кто посмеет влезть впереди него.

Если дома на любой пустяк вы реагируете агрессивно – не удивляйтесь, что ваш ребенок просто повторяет за вами. Когда он был маленьким, то боялся последствий. Когда же он стал подростком – возможно, даже выше вас ростом и шире в плечах, – он теперь вас не особенно боится. И может дать волю своим естественным реакциям, которые сформировались у него в детстве благодаря вашим усилиям.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Запишите своего ребенка на курсы ораторского мастерства.

Как бороться с подростковой агрессией

В этом возрасте подросткам часто кажется, что весь мир ополчился против них. Родители не понимают, учителя достали. Мир воспринимается в черно-белых красках. Либо все замечательно, либо непоправимо. Не забывайте и физиологический момент.

Пубертатный период характеризуется сильным гормональным всплеском. Вместе с половым созреванием идет перестройка многих важных систем организма. У большинства старших школьников вегетососудистая система в это время уязвима. Отсюда – резкие перепады настроения, быстрая утомляемость, гнев, агрессия, слезливость.

Как с такими «колючками» общаться?

Это не ваш ребенок

Первое, что должен помнить каждый родитель: состояния вашего ребенка – это не есть ваш ребенок! Он не злой, не агрессивный, не жестокий. Он – одна сплошная эмоция, раздувшаяся в несколько раз. Не вешайте ярлыки на детей. Не ровен час они поверят, и сами начнут считать себя «злюками».

Тише!

Не кричите на подростка и не отвечайте криком на его гневные возгласы. Повышенный тон в разговоре лишь увеличивает ощущение, что ситуация вышла из-под контроля. Крик демонстрирует вашу слабость и неумение аргументированно вести разговор. Подросток не будет вас уважать. Максимум – начнет бояться и перестанет доверять.

Ты прав

Не пытайтесь спорить с ребенком, когда он находится в агрессивном состоянии. Постарайтесь разрядить обстановку. Спросите: «Почему ты на меня злишься?», «Что именно тебя так расстраивает?». Пусть выговорится.

А затем успокойте его и помогите взглянуть на ситуацию с другой стороны. Или просто рассмешите!

Я на твоей стороне

По какой бы причине ни злился тинейджер: проблемы в школе, с друзьями, другими взрослыми людьми – всегда давайте ему понять, что вы на его стороне. Ваш ребенок должен знать: что бы ни случилось, вы не оттолкнете его и не осудите. Станьте ему другом, завоевав безусловное доверие.

Не впасть в ступор

Многие родители впадают в эмоциональный ступор, когда их дети начинают хамить и грубить. Нерешительность часто парализует, и это дает ребенку право действовать дальше, переходя границы вседозволенности. Порой подростки, чувствуя такую слабость родителей, специально закатывают истерики, чтобы добиться желаемого. Ваша задача – не попасться на эмоциональный крючок. Говорите себе: «Я собираюсь быть спокойным», «Я справлюсь с давлением».

Время выпустить пар

Кстати
Управлять гневом можно научиться с помощью дыхательных техник и проговаривая положительные фразы.

Не пресекайте злость ребенка на корню. И маленькие, и взрослые люди имеют право на гнев – это естественная эмоция.

Если копить и задерживать в себе негатив, человек начинает разрушаться изнутри. Замечаете, как чадо начинает выходить из себя?

Дайте ему время позлиться и остыть.

Золотой пример

Проявление эмоций подростком обусловлено не только его темпераментом и личностными характеристиками. Большое значение имеют взаимоотношения взрослых.

Ребенок «выходит из себя» ровно настолько, насколько это позволяют себе мама и папа. Учитесь выражать эмоции, задавая вопросы или развернуто отвечая.

Учите ребенка пояснять, почему он зол и чего он хочет. В свою очередь, говорите открыто о своих чувствах: «Мне грустно, когда ты злишься и кричишь на меня». Это повернет к вам ребенка, а быть может – и пристыдит его.

Не пресекайте злость ребенка на корню.

Эмоциональная бездна

Если у родителей и ребёнка не установлена или утрачена положительная эмоциональная связь, если родители решают свои проблемы между собой очень бурно и эмоционально, и крайний вариант – винят ребёнка в своих проблемах, то это может привести к появлению и закреплению агрессии в поведении детей.

Здесь возможны два варианта развития событий, ведущие к агрессии:

  1. Подражание. Когда агрессия воспринимается как допустимый вариант поведения и усвоенный способ решения проблем.
  2. Утрата надежной привязанности (когда нет контакта). Если контакт родителя и ребёнка утрачен или он не был установлен с самого начала, проявление агрессии в поведении ребёнка не заставит себя долго ждать.

Если в классе поддерживается агрессивное поведение, то ребёнку, дабы не выделяться и не быть аутсайдером проще надеть маску агрессии , нежели бороться с подобными нормами.

Что делать?

Агрессия страшна более всего тем, что такое поведение со временем может стать нормой. Вряд ли вы хотели бы, чтобы ваш ребёнок жил в злобе на весь мир, поэтому необходимо искать пути защиты от этой беды. Каковы же способы преодоления агрессии у подростков?

  1. Дать выход эмоциям. Здесь помогут спорт, активный отдых. Этот, казалось бы, простой постулат «выход эмоций» часто не воспринимается многими серьёзно. А зря! Ведь и мы, взрослые, зачастую по-разному даём выход всему накопившемуся, а если эмоций, как говорится, через край, то они могут вылиться в проявления агрессии. Выезжайте с подростком на природу, превратите его личную свободу в ваш общий досуг: плавайте, катайтесь на лыжах с горки, оправьтесь с палаткой в горы и заставьте его пройти «курс молодого путешественника» (установка палатки, сбор хвороста, разжигание костра, приготовление пищи, ловля рыбы). Помимо того, что вы будете в такое время вместе, это также отличный способ дать выход эмоциям и направить энергию в правильное русло.
    Агрессивным подросткам прямой путь в спорт, где железная дисциплина и постоянные тренировки приучат держать агрессию при себе, научат защищаться, а не нападать. Психологи советуют поговорить с ребёнком и выбрать то направление, в котором ему было бы хорошо.

Если вы с подростком выбрали спорт, в котором учат приёмам борьбы или драки, следите за тем, чтобы для ребёнка это не стало обучением новым способам нападок на кого-либо. Ну и тренера выбирайте строгого, который будет чётко следить за дисциплиной вашего чада и вне секций и тренировок. Такой человек не допустит проявления агрессии нигде.

  1. Работайте над самооценкой ребёнка. Во многом от самооценки зависит формирование личности человека. Многим подросткам свойственна заниженная самооценка, особенно если дома им постоянно говорят, что они всё делают не так. Ещё хуже, когда поясняют, что есть другие дети, намного лучше, умнее, интеллигентнее и т. д. Такая самооценка провоцирует агрессию не только по отношению к тем, кто лучше, но и ко всем остальным по принципу «Да, я хуже вас, и что из этого?». Плохо также, что подросток с такой самооценкой уже не претендует на то, чтобы измениться, – у него заниженные требования к себе. А это очень нехорошо. Плоха и завышенная самооценка. Исключительность как черта, безоговорочно принятая ребёнком по отношению к себе, не всегда подтверждается в обществе. И тогда подросток проявляет агрессию уже к тем, кто не считает его самым-самым. Самый лучший вариант – нормальная адекватная самооценка человека, способствующая его правильным и здоровым представлениям о себе. Именно она – залог успешности человека.

Не унижайте ребёнка никогда! А подростка тем более! У него очень уязвимое самолюбие, ведь он становится личностью. Разве вы не хотите иметь самостоятельно мыслящего сына или дочь? Помните: самостоятельная личность формируется только в уважении, её нельзя унижать. Это прямой путь к агрессивному поведению.

  1. Подавайте правильный пример. Обязательно следите за тем, как вы себя ведёте. Ваш ребёнок уже почти взрослый. Раньше вы были для него идеалом. Теперь он видит всё: как вы нарушаете обещания, как сами агрессивно ведёте себя с людьми, как кричите на улице или в транспорте, как неуступчивы с окружающими и многое другое. И он начинает говорить: «А ты?!». И вы вдруг оскорбляетесь! А зря! Ваш пример, скорее всего, станет для него прямым указанием к тому, как надо себя вести. И, если ваш ребёнок вырастет нормальным, находясь в постоянном агрессивном окружении, молитесь за здравие тех людей, благодаря которым это произошло: бабушки, близкие друзья и др.

Если атмосфера в семье всегда – агрессия, постарайтесь наладить отношения, иначе вам не миновать проблем в поведении вашего ребёнка.

  1. Следите за ментальным здоровьем ребёнка. Всегда вовремя обращайтесь к специалистам, если заподозрите эмоциональное неблагополучие, психическое расстройство у подростка. Здесь вы справиться уже не в состоянии. Поэтому помните: своевременная помощь специалиста – залог ментального здоровья личности в будущем.

быть примером для него;.

Причины подростковой агрессии

Ежегодно дети становятся все более агрессивными, это отмечают учителя, психологи. Пик приходится на 11-17 лет, на период переходного возраста. У девочек пиковые проявления наблюдаются до 13 лет. У мальчиков – в 14-16.

Почему подростки становятся агрессивными:

Пример для подражания. Как бы родители не пытались уберечь ребенка от негативной информации, дети все равно видят сцены насилия, агрессивного поведения. И часто делают выводы, что злость, агрессия – верный путь стать лидером.

Механизм защиты. Подросток постоянно испытывает стресс, тревожность. Учеба, отношения с учителями, сверстниками, противоположным полом, родителями, неуверенность в себе. Все эти факторы расшатывают и без того неустойчивую психику. Ребенок становится агрессивным, потому что не знает других методов защиты.

Способ самоутверждения. В 13-15 лет ребенку важно признание сверстников. Подростки часто начинают совершать необдуманные поступки, чтобы его заметили друзья и одноклассники. Или стремятся подражать тому, кого считают своим кумиром.

Крайности в воспитании. Для ребенка одинаково опасно гиперопека и недостаток внимания.

Желание привлечь внимание родителей.

Социальный статус семьи. Негативно повлиять на поведение ребенка может бедность или чрезмерная обеспеченность родителей.

Ревность. Появление в семье младшего ребенка, новые отношения у родителей – частые провокаторы агрессии у подростков.

Биологические аспекты. Юношеский максимализм, поиск себя, гормональная перестройка,

Агрессия порождает агрессию. Часто родители начинают кричать на ребенка по любому поводу. Что приводит к ответной реакции в виде крика, подросток начинает крушить все вокруг себя, начинает вести себя еще более вызывающе. Любой промах родных людей может стать спусковым крючком для подростковой агрессии.

Основные черты агрессивных подростков – завышенная самооценка или неуверенность в себе, примитивность мышления, отсутствие интересов, ценностей. Агрессивные дети бедны духовно, у них низкий уровень интеллекта, они склоны к подражательству, внушаемы, грубы и озлоблены. Агрессия нередко развивается на фоне чувства вины, повышенной обидчивости, пессимизма и недоверия к людям.

Агрессия нередко развивается на фоне чувства вины, повышенной обидчивости, пессимизма и недоверия к людям.

Психология ребенка

  • Психология ребенка
  • Воспитание ребенка
  • Развитие ребенка
  • Досуг и отдых
  • Конфликты и буллинг
  • Подготовка к школе
  • Обучение ребенка
  • Школьные вопросы
  • Здоровье ребенка
  • Родителям

Подростковый возраст связан с физическими и гормональными изменениями.

Добавить комментарий