Нарушения речи у детей

Какие бывают виды нарушений

К фонематическому расстройству речи относятся следующие патологии:

  • брадилалия – характеризуется замедленным произношением с сохранением грамотности и четкости;
  • дислалия – замена в словах некоторых звуков при сохранении восприятия речи;
  • тахилалия – для нее характерно увеличение темпа разговора;
  • дизартрия – проявляется проблемами с голосовыми связками, мышцами щек, языка, губ, гортани;
  • заикание – возникает на фоне судорог, спазмов разных мышц артикуляционного аппарата; часто встречается в дошкольном возрасте, проявляется многократным повторением звуков или слогов;
  • ринолалия – данное фонематическое нарушение в народе называют гнусавостью, оно возникает из-за хронического синусита, аномального строения носовой полости.

Кроме фонематического нарушения встречаются внутренние факторы, вызывающие проблемы с речью:

  • алалия – является врожденной патологией из-за структурного повреждения головного мозга на фоне кислородного голодания, травмы, внутриутробной инфекции;
  • афазия – является приобретенной патологией; диагноз устанавливается в том случае, если ребенок дошкольного возраста ранее говорил, но перестал общаться языковыми конструкциями на фоне травмы, опухоли головного мозга.

Тяжелое нарушение диагностируется при комбинации разных видов отклонений. Имеющие их дети начинают разговаривать позже ровесников, у них наличествуют дефекты произношения, словарный запас беден.

К фонематическому расстройству речи относятся следующие патологии.

Причины нарушения речи у детей:

Основные факторы, приводящие к нарушениям речи у детей делятся на внешние и внутренние, иногда они могут сочетаться. Итак, что влияет на развитие нарушений речи у детей:

  • Внутриутробные патологии, наследственность
  • Родовые травмы, недоношенность
  • Заболевания, травмы матери во время вынашивания ребенка
  • Употребление матерью алкоголя, курение, пребывание в плохих условиях среды, прием лекарств
  • Стрессы матери
  • Инфекционные заболевания в первые годы жизни, травмы
  • Нарушения слуха

Часто причиной нарушений речи у детей является среда и окружение. Для нормального развития, ребенку необходимо внимание и общение с родителями. К сожалению, даже в благополучных семьях, с детьми могут недостаточно заниматься и общаться: ребенок играет с планшетом, телефоном, игрушками, но эти вещи никак не развивают его речь.

Иногда родители не пытаются спровоцировать разговор с ребенком – они угадывают его желания, сразу выполняют просьбы и т.д. Таким образом, ребенок просто не испытывает потребности говорить. Кроме того, ребенку необходимы постоянные новые впечатления, в однообразных бытовых условиях развитие ребенка замедляется.

Виды нарушений речи у детей.

Диагностика нарушений развития речи у детей

Как правило, пациентов к нам направляют неврологи. Психиатр в первую очередь исключает более серьезные патологии, такие как расстройства аутистического спектра или задержку психоэмоционального развития. Доктор консультирует сначала родителей, потом ребенка. Обследование детей с нарушением речи также включает нейропсихологическую, логопедическую диагностику. Потом логопед совместно с нейропсихологом разрабатывают план индивидуальной коррекции.

Основа лечения коррекционная работа с логопедом и нейропсихологом.

Психолого-педагогическая

Эта классификация больше опирается на принципы психологии и педагогики, позволяет определить структуру дефекта.

Нарушения средств общения:

  • Если нарушена только фонетическая сторона речи (звукопроизношение) − это ФНР или фонетическое нарушение речи.
  • Нарушение фонетической составляющей и трудности в овладении навыком звуко-буквенного анализа или ФФНР − ребенок затрудняется в определении звуков с опорой на слуховой анализатор и с трудом определяет их количество и местоположение в слове.
  • Если нарушена не только произносительная сторона речи, но и ее понимание и умение пользоваться средствами общение − это ОНР или общее недоразвитие речи.

В логопедии существует три уровня речевого развития:

  • 1 уровень − резко ограниченное понимание речи, очень маленький словарный запас; фразы отсутствуют. Активно используются невербальные средства общения (мимика и жесты).
  • 2 уровень − простые аграмматичные фразы, в которых не используют предлоги. Детская речь имеет контекстный характер, понятна только в определенной ситуации. Словарный запас резко отстает от нормы, звукопроизношение и слоговая структура нарушены.
  • 3 уровень − имеются простые и распространенные предложения с небольшими аграмматизмами. Словарный запас незначительно отстает от нормы, есть затруднения в формировании самостоятельной связной речи.

Нарушения использования средств общения:

  • Заикание − это речевая патология, когда нарушена коммуникативная функция. При этом у ребенка сформированы средства общения, но он не может их использовать из-за судорог в артикуляционном аппарате.

Неправильное произношение может быть вызвано несколькими причинами.

Виды речевых нарушений у дошкольников

Для исправления недостатков произношения у ребенка, прежде всего, нужно разобраться, какое нарушение имеет место:

  • Искаженное произношение звуков
  • Замена одних звуков другими
  • Пропуски звуков
  • Перестановка звуков местами

Под искажением звука понимают такое явление, когда ребенок вместо правильного воспроизведения произносит звук, отсутствующий в русском языке. Особенно распространено искажение звука «р». Практически, это самый частый камень преткновения в речевом развитии дошкольника. Р – звук, образующийся в результате вибрации кончика языка. Пока не выработается такой микродвигательный навык, получается совершенно инородный звук.

Замена одного звука другим – частое явление в младшем дошкольном возрасте. Сложно произнести «жук», ребенок заменит на «зук» или «шук». Не поддается слово «рука», значит, будет звучать «юка» или «лука». Вместо «Мишки» и «кубика» — «Миска» и «купик», и т.п.

Такое нарушение как пропуски звуков говорит само за себя. Всем известны детские доога (дорога), пачик (пальчик), сетофор (светофор) и даже олесо (колесо), реп’а (репка).

Иногда дети конструируют свои слова, переставляя рядом стоящие согласные звуки или меняя в слогах. Им легче произнести матрышка (мартышка), менлица (мельница), такушка (катушка).

Какие бы виды нарушения речи у детей дошкольного возраста не наблюдались, они не случайны. Ребенок не ради забавы искажает словопроизношение. Он испытывает сложности в овладении речью и нуждается в помощи.

Проблема состоит в том, что в последующие годы преодолеть нарушения в произношении гораздо труднее, а в некоторых случаях и невозможно.

Что указывает на речевые нарушения у детей

Существуют признаки, по которым можно распознать нарушение речи у малышей.

Если родители заметили подобные симптомы у своего ребенка, нужно обязательно обратиться к педиатру или логопеду за консультацией. В отдельных случаях может потребоваться помощь отоларинголога, дефектолога или невролога.

Итак, вот на что следует обратить внимание родителям.

  • В 1 месяц новорожденный не кричит, когда недоволен или голоден.
  • После 4 месяцев младенец не улыбается, когда к нему обращаются.
  • После 5 месяцев он не произносит звуки или слоги, не ищет взглядом родителей или знакомые предметы.
  • Начиная с 7 месяцев кроха не обращает на себя внимание звуками.
  • К концу 9 месяца в его речи нет простейших слов из одинаковых слогов (например, “мама”).
  • В 10 месяцев малыш не машет в ответ, не качает головой.
  • В 1 годик он не произносит осмысленно ни одного слова, не выполняет простейших требований.
  • В 19 месяцев у малыша нет нескольких осмысленных слов, он не показывает на себе или на кукле части тела.
  • В 3 года речь отсутствует или он говорит только простые фразы. Малыш неправильно произносит многие звуки. Он неверно согласовывает слова в предложении, ему трудно составить рассказ по картинке.

После 4 месяцев младенец не улыбается, когда к нему обращаются.

Виды речевых нарушений у детей

Нарушения речевого развития достаточно многообразны, они могут проявляться в нарушении звукопроизношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

Следует различать патологические речевые нарушения и возможные речевые отклонения от нормы, вызванные возрастными особенностями формирования речи или условиями внешней среды (некоторые речевые особенности родителей, двуязычие в семье, диалектизмы, безграмотность).

Читайте также:  Использование Метотрексата при лечении псориаза

В настоящее время в отечественной логопедии в обращении находятся две классификации речевых нарушений, одна – клинико-педагогическая, вторая – психолого-педагогическая, или педагогическая (по Р.Е.Левиной).

Названные классификации при различии в типологии и группировке видов речевых нарушений, одни и те же явления рассматривают с разных точек зрения, но они не столько противоречат одна другой, сколько дополняют друг друга, так как ориентированы на решение разных задач единого, но многоаспектного процесса логопедического воздействия.

Детям школьного возраста оказывают помощь на школьных логопунктах.

Ответы на вопросы

А вот несколько вопросов с ответами на них по теме нарушения речи у детей:

Очень уязвимы дети дошкольного возраста, чьей несформировавшейся психике трудно справиться с интенсивным потоком информации.

Речевые нарушения у детей дошкольного возраста

Наталья Сосновских
Речевые нарушения у детей дошкольного возраста

Речевые нарушения у детей дошкольного возраста

Речь — это способ общения, без которого затруднена интеграция в обществе. Родители с нетерпением ждут первых слов своего младенца и хотят, чтобы его речь развивалась правильно и в нужные сроки. Именно поэтому вопрос «со скольки дети начинают говорить?» становится одним из самых актуальных в первые годы жизни малыша.

Речь, мышление и психика развиваются одновременно, и именно по характеру речи или ее отсутствию можно заподозрить отклонения или отставания в развитии ребенка.

Все дети проходят определенные этапы в развитии речи: сначала ребенок гулит, затем лепечет, говорит слова и, наконец, фразы. Важную роль в прохождении этих периодов играют родители, которые разговаривают с малышом, рассказывают ему об окружающих предметах и явлениях, побуждают кроху отвечать. Но иногда бывает так, что ребенок мало гулит и лепечет, у него поздно появляются первые слова и фразы. Задержка речевого развития малыша беспокоит родителей, и, пытаясь решить эту проблему, они обращаются к разным специалистам, как правило к педиатрам или невропатологам. Врачи назначают чаще всего медикаментозное лечение. Помните: в таких ситуациях эффективную помощь малышу может оказать и логопед – специалист по ранней детской коммуникации.

Все родители, узнав от специалистов, что у ребенка есть проблемы с развитием речи, стремятся понять, чем они вызваны. Этот вопрос становится особенно важным, если в семье ни у кого из ближайших родственников не было нарушений речи. Они могут возникнуть под влиянием неблагоприятных обстоятельств, или, как говорят специалисты, внешних и внутренних вредоносных факторов, нередко сочетающихся друг с другом.

Причины, которые вызывают речевые нарушения, специалисты разделяют на две группы:

• Органические, которые приводят к повреждению центрального (участки мозга, отвечающие за воспроизведение и понимание речи) или периферического (структуры, управляющие артикуляционными органами) речевого аппарата (органы, необходимые для воспроизведения речи);

• Функциональные, которые препятствуют нормальной работе речевого аппарата.

Причинами нарушения речи могут быть: ВНУТРИУТРОБНАЯ ПАТОЛОГИЯ, НАСЛЕДСТВЕННАЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ, ГЕНЕТИЧЕСКИЕ АНОМАЛИИ, НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ РОДЫ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ, ЗАБОЛЕВАНИЯ, ПЕРЕНЕСЕННЫЕ РЕБЕНКОМ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ.

1. ВНУТРИУТРОБНАЯ ПАТОЛОГИЯ

Инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, скарлатина,

Работа на вредном производстве

Нарушения сроков вынашивания плода

Алкоголь и наркотические вещества.

2. НАСЛЕДСТВЕННАЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ, ГЕНЕТИЧЕСКИЕ АНОМАЛИИ

По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого нёба

Если один из родителей поздно начал говорить, подобные проблемы могут возникнуть и у ребенка.

3. НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ РОДЫ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ

Родовые травмы, вызывающие внутричерепное кровоизлияние, могут повредить речевые зоны головного мозга.

Асфиксия – недостаток снабжения головного мозга кислородом из-за нарушения дыхания, например, при обвитии пуповины, что вызывает минимальные повреждения головного мозга.

Малая масса тела новорожденного.

4. ЗАБОЛЕВАНИЯ, ПЕРЕНЕСЕННЫЕ РЕБЕНКОМ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ

Инфекционно-вирусные заболевания, нейроинфекции (менингоэнцефалит, менингит) могут вызвать снижение или потерю слуха.

Травмы и ушибы головного мозга.

Длительные простудные заболевания, воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к временному или постоянному снижению слуха, нарушают речевое развитие ребенка.

Дети, которые часто и долго болеют (соматическая ослабленность, могут начать говорить позже своих сверстников.

Сильный испуг или стресс, психические заболевания могут вызвать заикание, задержку речевого развития, мутизм (ребенок перестает разговаривать с окружающими из-за психической травмы).

Часто страдает эмоционально – волевая сфера: дети осознают свои нарушения, поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, иногда аффективные реакции на непонимание словесных инструкций или невозможность высказать свои пожелания, а так же:

• выраженный негативизм (противодействие просьбам и инструкциям всех окружающих или конкретных лиц);

• агрессивность, драчливость, конфликтность;

• повышенную впечатлительность, нередко сопровождаемое навязчивыми страхами;

• чувство угнетенности, состояние дискомфорта, иногда сопровождаемое невротическими рвотами, потерей аппетита;

• энурез (недержание мочи);

• повышенную обидчивость, ранимость;

• склонность к болезненному фантазированию.

Всестороннее знание возможных, а затем и подробное выявление имеющихся психологических особенностей воспитанников необходимо педагогу – психологу для определения основных направлений коррекционно-развивающей работы.

У детей с общим недоразвитием речи, могут наблюдаться общедвигательные нарушения (плохая координация движений, моторная неловкость, недоразвитие мелкой моторики, снижение интереса к игровой деятельности.

Речь дошкольника еще не совершенна, и перечисленные неблагоприятные факторы могут легко нарушить ее развитие. В этом возрасте выделяют несколько так называемых критических периодов развития речи: в 1-2 года интенсивно развиваются речевые зоны головного мозга; в 3 года малыш осваивает фразовую речь; в 6-7 лет он поступает в школу и овладевает письменной речью.

На то, что “ребенок не говорит”, жалуются родители детей разного возраста.

Первые слова могут появиться в возрасте от 9 месяцев до 1 года 3 месяцев, причем у мальчиков несколько позже, чем у девочек. Внимание!

Если в 2 года малыш не лепечет или не произносит ХОТЯ бы несколько слов” а в 3 года не говорит фразы – это серьезный повод для беспокойства.

Как определить, что у малыша темповая задержка речи?

Ребенок хорошо понимает то, что ему говорят взрослые. Предложите крохе выполнить несколько заданий, они помогут узнать, насколько хорошо он понимает вашу речь. В 2 года ребенок хорошо понимает простые инструкции и задания:

Иди ко мне на ручки.

Принеси мне мишку.

Покажи на картинке машинку (зайчика, куклу и др.).

Можно выделить некоторые дефекты речи:

ЗРР (задержка речевого развития) — сложное заболевание, причины которого зачастую так и остаются невыясненными. Чаще всего оно определяется уже до четырёх лет, представляет собой существенное отставание для данного возраста от речевой нормы.

Алалия – состояние, при котором у малыша полностью или в значительной степени отсутствует речь ввиду недоразвитости либо патологий участков головного мозга, отвечающих за соответствующую функцию, но при этом ребенок хорошо слышит. Различают сенсорную и моторную алалию. При сенсорной алалии ребенок не способен понимать чужую речь: он распознает звуки, но не воспринимает смысл произносимого. Дети, страдающие моторной алалией, не способны к изучению и использованию языка – им не дается усвоение звуков, слогов, грамматических конструкций;

Дизартрия – это общие нарушения устной речи, а именно: нечеткое, смазанное произношение звуков; очень тихий или неестественно резкий голос; ускорение или замедление темпа речи, отсутствие плавности; нарушение дыхательного ритма при разговоре. Характерная черта дизартрии – затрудненность жевания. Страдающие таким отклонением дети отказываются от твердых продуктов, с неохотой едят мясо. В попытках хоть чем-нибудь накормить ребенка родители поддаются его капризам и переводят на мягкую пищу, вследствие чего развитие артикуляционного аппарата замедляется еще больше;

Читайте также:  Обзор лучших добавок GABA

Дислалия – это проблемное произношение одного или нескольких согласных звуков: свистящих, шипящих, р, л. Проявляется в отсутствии, искажениях или заменах звуков.

Заикание – это нарушение речи, сопровождающееся сбоями темпа и ритма произношения из-за спазмов или судорог, поражающих различные отделы речевого аппарата. Малыш, страдающий заиканием, с трудом выговаривает слова, вынужденно делает длительные паузы, несколько раз повторяет слоги или звуки. Чаще всего заикание развивается в возрасте от 2 до 5 лет; в этот период рекомендуется уделить особое внимание профилактике речевых нарушений у детей.

Коррекция речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, при котором применение психостимулирующих и вазоактивных медикаментозных препаратов сочетается с психотерапевтическими и педагогическими способами воздействия. По типичности и стойкости внешних проявлений расстройств речи на первой позиции находятся алалия и дизартрия; несколько менее выраженными и легче поддающимися терапии являются разные виды дислалии и заикание.

Если у ребенка наблюдаются проблемы с речью, следует:

• Понаблюдать за его поведением. Играет ли малыш вместе с другими ребятами? Стремится ли он к коммуникации со сверстниками и взрослыми? Задержка речевого развития может быть связана с расстройствами в сфере общения (аутизм) или отклонениями психики;

• Проверить, насколько полно он понимает обращенную к нему речь, справляется ли с простыми заданиями, не сопровождающимися жестикуляцией;

• Выяснить, насколько хорошо у него развит слух;

• Провести тщательное обследование, включающее консультацию логопеда, невролога и психолога;

• При необходимости начать коррекционную терапию и логопедические занятия.

Дети с тяжелыми нарушениями речи не имеют достаточной возможности с помощью вербального общения обогащать свой лексический и интеллектуальный потенциал. Поэтому окружающая среда для них должна стать источником развития. Каждый ребенок, имеющий те или иные отклонения в развитии, нуждается в эффективной и скоростной реабилитации, позволяющей ему преодолеть нарушения в развития. Это возможно лишь при условии формирования вокруг каждого такого ребенка единого коррекционно-развивающего пространства, поддерживать которое призваны не только учителя-логопеды и воспитатели, но и в разной степени все взрослые, окружающие его в повседневной жизни и влияющие на его развитие: логопед, педагог- психолог, медицинский персонал, руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, семья и воспитатель.

Речь воспитателя должна отвечать правилам фонетики и грамматики. Он должен владеть достаточно широким лексическим запасом. Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта и нормализации психики детей. В своей работе он руководствуется общедидактическими принципами системности и последовательности, индивидуального подхода.

От этапа к этапу меняются также методы и приёмы работы воспитателя. Так, на начальном этапе на первый план выступают наглядные и практические методы и приёмы, как наиболее доступные детям с нарушением речи. В детском саду, воспитатель решает общеобразовательные задачи: формирует у детей необходимый, доступный их пониманию объём знаний по той или иной теме во время наблюдений на прогулках и экскурсиях; способствует развитию речи детей, проводя работу по накоплению, обогащению и активизации словаря, уточнению значений слов и представлений; развивает у детей математические представления, а также обучает детей различным приёмам изображения предметов в рисовании, лепке, аппликации, конструировании, сочетая их с развитием речи. Наряду с этим воспитатель детского сада для детей с недоразвитием речи решает коррекционные задачи: формирует положительные навыки общего и речевого поведения, развивает речь и закрепляет навыки пользования доступной активной самостоятельной речью. Воспитатель учит детей понятно выражать свои просьбы, желания, отвечать на вопросы в доступной им словесной форме. Он совершенствует у детей навыки общения друг с другом.

Вся коррекционно-воспитательная работа в дошкольном учреждении проводится как на специальных занятиях, так и в повседневной жизни. Педагоги группы – логопед и воспитатель должны работать в тесном содружестве, стремиться к созданию единого подхода в коррекционно-воспитательной работе. Этому способствует:

– совместное изучение содержания коррекционной программы в дошкольном учреждении и составление совместного плана работы.

– совместная подготовка ко всем логопедическим занятиям и детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его);

– общая работа с родителями.

Совместная работа логопеда и воспитателя с родителями также определяет общий успех коррекционного обучения. Педагоги обязаны систематически встречаться с родителями, информировать их об успехах и трудностях в работе с их детьми. С этой целью они совместно проводят родительские собрания, консультации, индивидуальные и групповые беседы, оформляют специальные стенды, папки-передвижки.

Итак, успешное осуществление коррекционно-воспитательной работы в условиях дошкольного учреждения для детей с нарушениями речи предполагает взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя, и что крайне важно, правильное распределение обязанностей между ними.

Травмы и ушибы головного мозга.

Что должно насторожить родителей в речи ребенка

Симптомы речевых нарушений бывают разными: это скудный словарный запас (малыш плохо запоминает слова, путает окончания, мало говорит, использует обобщения), плохое понимание слов или фраз, неспособность воспроизводить определенные звуки. Самый известный дефект – заикание, при котором нарушается ритм и плавность речи.

По мнению специалистов, выделить проблему можно очень рано. С малышом нужно общаться с первых моментов его жизни, даже когда осознанно реагировать он не в состоянии. Если ребенок не проявляет схожую коммуникативную активность, как другие детки его возраста, стоит обратить внимание. Но это само по себе – не диагноз, не надо сразу себя накручивать.

О проблемах с речью у малышей могут свидетельствовать особенности, приведенные в таблице.

Месяц жизни (к концу месяца)

Что у малыша не получается

Последний показатель – конец 29-го месяца – приближен ко времени, когда ребенку пора идти в детсад. Нарушения, если они есть, к этому моменту уже заметны. Если указанные проблемы наблюдаются, стоит посетить консультацию:

  • отоларинголога (возможно, малыш плохо говорит, потому что не слышит);
  • невропатолога (проверить, нет ли органических повреждений ЦНС, речевых центров мозговой коры);
  • детского психолога, психиатра, дефектолога (выяснить, в каком состоянии пребывает невербальный интеллект ребенка);
  • логопеда (проведет окончательную диагностику).

Тахилалия ребенок частит со словами.

Причины нарушения речи у детей

Самостоятельная диагностика может повлечь за собой еще большие проблемы в развитии не только произношения. Необходима консультация со специалистами. Причин возникновения онр у детей множество, основные из них:

  • Нарушение слуха с раннего возраста;
  • Индивидуальный темп созревания нервной системы (часто предается наследственно);
  • Минимальная мозговая дисфункция, которая часто бывает после поражения головного мозга в перинатальном периоде;
  • Социальные и педагогические причины, детские психические расстройства.

Активное общение с ребенком с самого рождения это фундамент развития речевого аппарата;.

Причины нарушений

Чаще всего проблемы со звукопроизношением у детей возникают вследствие следующих факторов:

  • генетические нарушения (поздняя речь у одного из родителей, неправильный прикус, аномалии зубов, нёба, заикание, неправильное функционирование мозговых центров, ответственных за устную коммуникацию);
  • болезни, которые были у ребенка в первые годы жизни (инфекционные и бактериальные инфекции, травмы горла, нёба или полости рта, травмы головы, воспаление ушей);
  • травмы, полученные при родах (удушение, малый вес ребёнка при рождении, травмы из-за узкого таза матери или медицинских инструментов);
  • внутриутробные отклонения (гипоксия, инфекционные болезни, которая мать перенесла при беременности, травмы, резус-конфликт ребенка и матери, недонашивание или перенашивание ребенка, угроза прерывания беременности, вредные привычки, прием лекарственных средств, стрессы).
Читайте также:  эуфорбиум композитум

Повлиять может и социально-бытовая среда, в которой находится ребенок. Если с малышом родители не общаются, речь может развиваться очень медленно.

нечеткость произношения звуков;.

Причины нарушений речи у детей

Узнали, что у Вашего ребёнка выявили нарушения речи? И сразу стали лихорадочно копаться в памяти, думая, откуда это и почему именно Вы столкнулись с этой проблемой?

С каждым годом она становится всё более актуальной. Темп жизни становится всё стремительнее. Взрослые не могут, а некоторые не хотят уделять время на обучение своего ребёнка речевым навыкам, общению с ним. Считают, что потом всему научат педагоги детских учреждений. Это и есть одна из причин нарушения речи, социальная.

А может, Вы готовитесь к тому, чтобы стать мамой? И, конечно, желаете здоровья и счастья будущему малышу. Тогда и для Вас будет полезна эта статья. Недаром говорят: предупреждён – значит вооружён!

Что же нужно знать о том, что приводит к речевым отклонениям?

основные причины речевых нарушений

Развитие речи напрямую зависит от физиологии ребёнка: зрелости коры головного мозга, правильной работы артикуляционного аппарата и органов слуха.

Какие негативные факторы влияют на их функционирование и в итоге приводят к задержке речи?

Иногда это не одна, а совокупность нескольких причин.

Различают: органические причины, при которых страдает строение центральных и периферических участков речевых механизмов; функциональные причины, когда нарушена только функция речевых механизмов.

Первая группа причин может возникнуть на разных этапах: при внутриутробном развитии, во время родов и в младенческом возрасте.

– серьёзные заболевания матери со стороны сердца, почек, печени и др.;

– аллергии и их последствия;

– перенесённые инфекции и вирусы (особенную угрозу представляют краснуха, вирусный гепатит, токсоплазмоз, цитомегаловирус);

– скачки артериального давления;

– несовместимость с ребёнком по резус-фактору;

– промежуток между беременностями меньше 1 года;

– различные травмы и ушибы;

– употребление никотина, алкоголя, наркотиков;

– приём некоторых видов лекарственных препаратов; все назначения должны быть сделаны только лечащим врачом;

– беременность до 18 лет;

– наличие стрессовых ситуаций;

– чрезмерные физические нагрузки;

– предрасположенность к тяжёлым генетическим и психическим заболеваниям.

Самые тяжёлые последствия для речевой деятельности возникают при поражении мозга ребёнка в утробе матери.

осложнения в процессе родов:

– роды в результате кесарева сечения;

– неправильное положение плода;

– недоношенность, маленький вес новорождённого (менее 1500 граммов);

– низкий балл по шкале Апгар.

Разрушающее действие оказывают и заболевания, перенесённые в первые годы жизни крохи: болезни внутренних органов, нарушение обмена веществ, частые вирусные и инфекционные заболевания, нейроинфекции, опухоли мозга и др.

Воспаление среднего и внутреннего уха как осложнение после простуды может вызывать снижение слуха – одной из важнейших составляющих формирования речи.

Ухудшить речевую деятельность ребёнка могут черепно-мозговые травмы и последующее кровоизлияние.

Огромное влияние на речевое развитие оказывает генетика. Могут проявиться наследственные патологии в виде неправильного прикуса, короткой уздечки языка, аномалий в строении нёба и губ, врождённых дефектов речи и др.

Такие нарушения речи, как алалия (полное или частичное отсутствие речи при сохранном слухе и интеллекте), афазия (полная или частичная потеря уже сформировавшейся речи), некоторые формы косноязычия (дислалии) вызваны органическими причинами.

Нормальной работе речевого аппарата мешают функциональные причины: негативная социально-бытовая обстановка; психотравмирующие ситуации; подражание речи взрослых, имеющих речевой дефект.

Развитие речи ребёнка происходит при непосредственном общении с окружающими его взрослыми людьми: родителями, родственниками, воспитателями, педагогами. Начиная с первых дней жизни, они должны в течение дня разговаривать с ним. Даже пока он не может ответить, кроха учится слышать звуки, различать голоса близких людей, улавливать эмоциональные краски разговора, реагировать на своё имя. Слыша ласковый мамин голос, малыш успокаивается.

Позже, когда ребёнок заговорил, необходимо постоянно с ним общаться: каждое действие сопровождать рассказом, расспрашивать, слушать, читать сказки, учить разговаривать с другими взрослыми и детишками.

Домашняя обстановка должна быть спокойной, мирной, комфортной, способствующей правильному речевому развитию. Недопустимо при ребёнке ругаться, выяснять отношения, кричать друг на друга и на него. Эти стрессовые ситуации отражаются на психике малыша, что может вызвать мутизм (отказ от общения вообще), заикание, замедлить процесс развития речи.

Своё отрицательное действие может оказать и общая истощённость, ослабленность организма вследствие длительных или частых болезней малыша.

В самом раннем возрасте малыш начинает подражать звукам, звукосочетаниям, словам взрослых. Поэтому их речь должна быть чёткой, внятной, с интонацией, без сюсюкания. Если же говорящий сам имеет различные дефекты речи (заикание, нарушение темпа речи, ринолалия, неправильное звукопроизношение и др.), то ребёнок, подражая ему, усваивает искажённую речь.

Примерами функциональных речевых нарушений являются заикание (нарушение нормального ритма и темпа речи), дислалия (отсутствие каких-либо звуков, их искажение или замена одних другими).

Как известно, свои первые слова кто-то из детей произносит раньше, кто-то позже своих сверстников. Всё индивидуально и зависит от многих факторов. Но есть определённые возрастные нормы развития. Так, в 2 года малыш обязательно должен произносить несколько слов, в 3 года – говорить фразы.

Если Вас что-то насторожило в речи ребёнка, он мало или плохо говорит для своих лет, необходима консультация логопеда. Её целью является выявление проблем развития речи и постановка диагноза с последующей коррекционной работой по исправлению дефектов речи. К занятиям с логопедом зачастую подключают работу с психологом.

Неправильная речь ребёнка может доставить ему в будущем много неприятностей: трудности при обучении в школе, дискомфорт в общении, психологические проблемы.

Поэтому необходимо с ранних лет заботиться о правильном формировании, развитии речи и решении речевых проблем.

Первая группа причин может возникнуть на разных этапах при внутриутробном развитии, во время родов и в младенческом возрасте.

Речевые нарушения у детей

Нарушения речи у детей стали серьезной проблемой в наше время. Сегодня все чаще перед поступлением чада в школу родителям сообщают, что их семилетний ребенок до сих пор не научился выговаривать некоторые буквы родного языка, а умилительная и забавная для родни картавость – не что иное, как патология, которая будет создавать трудности во время занятий в классе. Самое печальное – это то, что тенденция к уменьшению количества таких проблем отсутствует. Даже наоборот – с каждым годом в помощи логопеда нуждается все больше деток. В чем причина такого явления и о чем должны помнить родители? Об этом и поговорим.

Даже наоборот с каждым годом в помощи логопеда нуждается все больше деток.

Нарушения речи у детей и их лечение

Нормальное формирование речи ребенка зависит от трех физиологических факторов: зрелости коры головного мозга, развитого артикуляционного аппарата и полностью функционирующих органов слуха. Кроме этого, речь развивается под действием фактора социального, а именно полноценного речевого окружения малыша с первых дней его жизни. И если из уравнения убрать одно из четырех условий, то в итоге вы получите определенный речевой дефект. Какими бывают нарушения речи у детей, и как можно их исправить?

Какими бывают нарушения речи у детей, и как можно их исправить.

Добавить комментарий